Национальную гимназию «Айыы Кыһата» посетила делегация Минпросвещения России и Минобрнауки РС(Я)

17 ноября в национальной гимназии «Айыы Кыһата» состоялась встреча с Анной Тимофеевой, руководителем отдела по развитию родных языков и этнокультурной специфики Департамента государственной политики  и управления в сфере общего образования министерства просвещения России и Ириной Любимовой , первым заместителем министерства образования и науки РС (Я).

Учителями, педагогами дополнительного образования, родителями и учащимися были представлены арт-пространства по формированию ценностей, компетенций и личностных качеств обучающихся. Библиотекой гимназии была организована выставка региональных учебников.
В НГ «Айыы Кыьата» учатся дети с повышенной мотивацией к углубленному изучению языка и культуры народа саха, самообразованию и саморазвитию в поликультурной городской среде. Главная ценность, родной язык, духовное богатство народа, определяет самобытность, культуру народа.  Язык - это основное средство воспитания. Культурная и функциональная компетенция выпускника школы обеспечивается на основе родного якутского языка.

Основным принципом организации образовательной деятельности является  диалектическое единство трех начал: национального, федерального и общемирового, обеспечивающих осознание школьником себя гражданином РС(Я), РФ и субъектом мировой цивилизации, языковой личностью народа саха.
Ключевой целью  педагогического коллектива является формирование конкурентоспособного, креативного, духовно – нравственного выпускника, патриота своей Родины, готового к диалогу культур на международном уровне, обладающего профессиональными компетенциями «инновационного человека» и умеющего социализироваться в цифровом глобальном пространстве и в будущем на рынке труда.

При этом определены следующие механизмы реализации:
•    Проекты  «Цифровой образовательный этноцентр «Айыы Алаьата», проекта «Этнокультурные АРТ-пространства», «Удьуор Утум», «Преемственность» и др.
•    Проектные офисы, детско-взрослые сообщества обучающихся, юношей «Эр хоһуун», девушек и матерей «Күбэйэ», отцов «Тойон сүбэ»,  бабушек «Ситим» и др.
•    Система дополнительного образования Удьуор Утум: традиционные подвижные игры (тутум эргиир, ойбонтон уулааьын, наартаны ыстаныы и др.), настольные игры (хабылык, хаамыска), фольклор (олонхо, чабыргах, тойук),  традиционное шитье, прикладное искусство, традиционные виды хозяйствования  (охота, рыболовство, кузнечное дело и др.),
•    ВУД: сезонные лагеря, оздоровительно-трудовые лагеря, лингвокультурологические кружки,  Айыы - медиа,  «Часы откровения у камелька» и др.
Тренды национальной гимназии: пешие, авто – образовательные  путешествия по историко-краеведческим местам, сплавы по рекам, исследовательские экспедиции, уникальный фито - чай «Айыы Кыьата», этноритмика, этнофитнес, детско-взрослые проекты «Удьуор Утум», еженедельные осуохай по классам, коллективное подледное рыболовство мужчин: Дедушка+Отец+Сын, серия телепередач «Айыы оҕото», международная виртуальная игра «Мы – Россияне», «Мы-Якутяне», международные проекты по поликультурному образованию и др.

 

Источник: НГ «Айыы Кыһата».

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.