Курсы Московского центра развития кадрового потенциала образования для руководителей школ города Якутска
16-17 декабря 2019 года при содействии Управления образования ОА г.Якутска большая группа руководителей школ г. Якутска прошла стажировку в ГАОУ ДПО «Московский центр развития кадрового потенциала образования». Программа стажировки в рамках проекта «Школы городов России – партнёры Москвы» была направлена на ознакомление с проектами столичной системы образования, возможностями Московской электронной школы, принципами работы школьных управленческих команд и эффективными столичными образовательными практиками. Участники стажировки посетили две московские школы: ГБОУ Школа №1520 им. Капцовых, расположенную в центре, и ГБОУ Школа №1517 в районе Хорошёво-Мневники.
Сенникова Н.А., начальник отдела регионального взаимодействия МЦРКПО, ознакомила с основными направлениями деятельности своего учреждения, в частности, о проекте «Взаимообучение городов», где города-участники транслируют эффективные практики в системе образования, в их числе города Брянск, Самара, Магнитогорск, Сочи, Белгород, Екатеринбург и много других. На сайте mcrkpo.ru в разделе «Депозитарий» можно найти материалы про этот проект, а также про Конкурс видеороликов «Подсмотрено в...» , который является еще одной возможностью обмена эффективными образовательными практиками между городами России. Руководителей школ нашего города призвали активно участвовать в этих проектах. Московский образовательный интернет-телеканал mosobr.tv в своем архиве предоставляет множество интересных и полезных материалов о событиях, проектах образования Москвы. Очень впечатляет открытость и доступность лучших примеров работы московских школ, а теперь этому примеру начинают следовать и другие регионы.
В первый день мы попали в Школу №1520. Нас встретила Кириченко В.В., абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2012», ныне директор школы. Одно из старейших образовательных учреждений Москвы ведет свою историю с 1892 года. Школьный музей на основе богатого исторического материала, реликвий семьи купцов Капцовых рассказывает о том, кто и как создавал мужское училище для детей из семей малоимущих москвичей, пристроенное позже городским начальным училищем для девочек. Исторические здания училищ были спроектированы известными московскими архитекторами и являлись настоящим украшением этой местности. Ныне школа имеет два отдельных здания, удачно расположенные неподалеку друг от друга, первое здание соседствует с МХАТ им. Горького, а второе – с театром им. Маяковского и Консерваторией им. П.И. Чайковского. Это, пожалуй, единственная школа, которая в наше время осталась в самом центре Москвы.
Школа в своей современной истории известна как специальная школа английского языка, в здании которой в годы Великой Отечественной войны готовили разведчиков СМЕРШ для диверсионной работы в тылу врага.
В декабре 2019 года Школа получила статус «Ambassador» авторизованного центра подготовки к Кембриджским экзаменам по английскому языку, что подтверждает профессионализм учителей и высокий уровень подготовки учащихся.
Впечатляет перечень имен известных выпускников – Андрей Гончаров, народный артист СССР, Эмиль Брагинский, писатель, драматург, Юлия Друнина, поэт-фронтовик, Наталья Солженицына, президент Фонда И.И.Солженицына, Виктор Пелевин, писатель, Юлия Рутберг, народная артистка России, Дмитрий Песков, пресс-секретарь Президента РФ, Александр Лазарев, народный артист и другие. Нам с гордостью рассказали, что имеется целая диаспора выпускников по всему миру.
Программа посещения Школы №1520 включала выступления директора, заместителей директора, отдельных учителей школы: «Формирование крупных образовательных комплексов. ГБОУ Школа №1520 им. Капцовых как часть московского образования. Управленческая команда Школы. Рейтингование образовательных организаций. Аттестация руководителей» и Городской проект «Академический класс в московской школе», Фрагмент урока биологии в 11 классе, выступления заместителей директора «Математическая вертикаль», «Профессиональное обучение без границ» организация профильного и предпрофильного образования, а также «Из опыта работы Школы: сотрудничество с вузами Москвы, тематические каникулы как ресурс для решения образовательных задач, организация системы дополнительного образования».
Во второй день наша группа побывала в Школе №1517. Это крупный образовательный комплекс, состоящий из более десяти корпусов школьных и корпусов дошкольного отделения в разных местах, удаленных до нескольких километров, более 7000 обучающихся и сотрудников. Школа входит по рейтингу в ТОП-20 городских школ Москвы. Как нам рассказала Нефедова М.Д., заместитель директора по управлению качеством образования, школу отличает высокое требование к педагогам, верность идеям Алексея Лазаревича Баренбаума, основателя школы для ученика. Девиз коллектива школы – быть всегда на шаг впереди, быть готовым тому, что будет нужно для московской семьи завтра. Деятельность школы построена на принципах открытости, консолидации, формульности (рейтингования), здоровьесбережения и социализации.
Московские школы имеют единые требования, у них равные возможности, финансирование зависит только от количества обучающихся. Миссия школы №1517 направлена на образование не только детей, внимание уделяется также на обучение взрослых, всей семье ребенка. Во второй половине дня учащиеся проходят профильное обучение, после сдачи испытаний получают разные специальности, как секретарь суда, лаборант химического анализа и.т.д. Медицинский класс проходит практику в городских клиниках. Работает множество кружков по развитию талантов, проходят уроки в пространстве города, в разных предприятиях. Школа с 2012 года проводит международную конференцию «Объединяемся знаниями», которая включает конкурс научно-исследовательских работ, соревнования робототехники и кинофестиваль. Конференция выявляет и поддерживает талантливых, одаренных детей, дает им возможность обмена идеями, проектами, опытом, формирует условия для новых идей, замыслов, развития прикладных навыков. Издается школьный научно-популярный альманах «Бозон Хиггса», выпускаемый школьниками.
Программа посещения Школы №1517 кроме основного выступления руководителей включала примеры практик. Использование современных технологий было продемонстрировано на занятиях: «Урочная деятельность и предпрофессиональное образование. Работа в конвергентной лаборатории проекта «Инженерный класс в московской школе», Урок английского языка. Интерактивное занятие с использованием мобильного приложения МЭШ и программы МЭШ и программы IB Client, Реализация практической деятельности по предметам «Индивидуальный проект» и «Технология». Работа на интерактивных панелях (кульманах). Мы увидели как работают учащиеся с комплектом роботов VEX EDR, используют большие панели для уроков черчения в качестве электронного кульмана, применяют свои планшеты на уроке английского языка. Современным оборудованием оснащен также кабинет в городском проекте «Медицинский класс в московской школе». Большое впечатление произвел Интерактивный стол «Пирогов», на котором учащиеся могут совершенствовать свои навыки от образовательной цифровой карты-атласа абитуриента медицинских вузов до рабочего инструмента врача 2050 годов.
Много еще интересного и поучительного узнали участники стажировочного курса за эти два дня. Например, в Москве реализуется интересный проект «Математическая вертикаль», начиная с 6 класса по трем уровням: базовый ЕГЭ, профильный ЕГЭ, олимпиадный уровень. После прохождения подготовительного этапа (6 класс) обучение идет по специализированному учебному плану. Для московских школьников имеется возможность проверить свой уровень знаний через онлайн-сервис «Мои достижения» Московского центра качества образования. Система показывает школьнику, какие у него есть затруднения, где что надо подтянуть. Очень сильно развита электронная система поддержки работы управленческого звена школ через сайт «Школа большого города»: school.moscow. На сайте размещена документация для руководителя школы, имеется тренажер для прохождения аттестации руководителей и заместителей, много фактической и аналитической информации. Восхищает уровень культуры и профессиональной подготовки руководящего состава московских школ - больших образовательных комплексов.
Невозможно все увиденное описать в одной статье, поэтому здесь кратко отметил только то, что особенно запомнилось.
Выражаю огромную благодарность Московскому центру развития кадрового потенциала образования и Управлению образования ОА г.Якутска, организовавших для делегации руководителей и заместителей директоров школ города Якутска такое исключительно полезное и нужное мероприятие. Уверен, что опыт и знания, полученные нами в Московских школах, дадут в деятельности наших школ свой позитивный эффект, если возьмемся за дело вместе.
Никитин П.С., заместитель директора по УВР МОБУ НПСОШ №2 г.Якутска.