Школьник из города Якутска принял участие в межрегиональной группе по открытию нового острова в Арктике
Российские школьники обнаружили появление нового острова в Арктике. Ребята исследовали спутниковые снимки и пришли к выводу, что в результате отступания ледника на острове Шмидта в архипелаге Северная Земля мыс Земляной превратился в остров. Предположительно, потоки талой воды размыли земляные перемычки, соединявшие мыс с островом. Размер нового объекта – 1,9×1 км, площадь – 110 га, координаты центра – 81°08'13.82" с.ш. 90°54'10.75" в.д.
Авторы открытия – школьники из Молодёжной межрегиональной проектной группы, которые работают под руководством компании "РискСат", специализирующейся на развитии космического образования в регионах России. Открытие было сделано во время Всемирной недели космоса в Республике Чувашия в октябре 2019 года путём сравнения актуальных космических снимков и доступных топографических карт.
"Школьники работали в лаборатории "Основы дистанционного зондирования Земли из космоса", – рассказал генеральный директор компании "РискСат" Алексей Кучейко. – У них было основное задание – исследование пропавшей полярной станции на острове Ушакова, отколовшейся вместе с айсбергом. Ребята определили, что станция откололась в сентябре-октябре 2018 года. Обнаружили также, что скорость сокращения ледника увеличивается с каждым годом. Параллельно вторая группа школьников решила исследовать скорость сокращения площади ледника на острове Шмидта. Оказалось, что там скорость меньше, но главным открытием стало обнаружение проливов между мысом Земляной и островом Шмидта. Изучив спутниковые снимки, ребята убедились, что даже в период отливов остров, который ранее считался мысом, всё равно отделяется проливами. На нём также обнаруживаются следы растительности и лежбища моржей. Мы передали данные Гидрографической службе Северного флота, теперь они должны высадиться на остров в ходе одной из своих экспедиций и проверить данные".
"У нас была группа из десяти человек из нескольких регионов России, которую курировали я и мой научный руководитель Алексей Кучейко, – рассказал студент первого курса Московского авиационного института Артём Макаренко, ранее уже участвовавший в открытии новых островов в Арктике. – Важность открытия в том, что мы можем уточнить карты, которые нужны исследователям при планировании экспедиций в Арктику. Например, чтобы экспедиционный корабль мог пришвартоваться. Также интересно, что в Арктике мало зон, где произрастают растения, в данном же случае на острове активно растут мхи. А за ледниками важно наблюдать, потому что они показывают, как изменяется климат. Ледники – хранители большого объёма воды, от них зависят течения, температура воды, уровень моря. Если ледник будет вести себя нестабильно, может образоваться айсберг. И отсутствие мониторинга может привести к проблемам. Для России такой мониторинг очень важен, так как мы заинтересованы в освоении Арктики".
В проектной сессии в Чебоксарах по "Основам дистанционного зондирования Земли из космоса ", изучавших по космоснимкам купольные ледники в Карском море 4-8 октября 2019, вошли учащиеся: Новожилова Дарья (Дедовск), Чистякова Ариана (Дедовск), Гимаева Алина (п. Мыс Каменный), Лепушкина Юлия (Гатчина), Ильин Никита (с. Шоршелы), Михайлов Павел (с. Шоршелы), Парубчишин Егор (Санкт-Петербург), Исаковская Полина (Венёв), Соловьёв Владислав (Венёв), Андросов Арсан (Якутск), Надеждин Роман, Колесников Семён, Крылов Никита (все - Шумерля). Тьюторы - Макаренко Артем (Дедовск) и Терёхин Михаил (Троицк).
Справочно: Андросов Арсан является учащимся МОБУ СОШ №33 имени Л.А.Колосовой городского округа "город Якутск" (рук. Мачахова Г.И.). Напомним, что Арсан вошел в делегацию учащихся Центра технического творчества, выехавших на образовательную экспедицию Всемирной недели Космоса в Чувашии.
Ольга Мороз, заместитель генерального директора, ООО «РИСКСАТ», координатор образовательных проектов.