Выступление Айсена Николаева на Августовском совещании работников образования

Выступление Главы Республики Саха (Якутия) Николаева А.С. на итоговом мероприятии Августовского совещания работников образования Республики Саха (Якутия) «Консолидация в образовании: новые модели и механизмы».

Мунньах ытыктабыллаах кыттыылаахтара!

Саха сирин үөрэх салаатын үлэһиттэрэ!

Ис сүрэхпиттэн, бастатан туран, бука барыгытыгар дириҥ махталбын тириэрдэбин уонна кэлэр саҥа үөрэх сылыгар саҥа ситиһиилэри баҕарабын!

Уважаемые участники Августовского совещания!

Прежде всего, хотел бы поблагодарить вас и в вашем лице всех педагогов Якутии за труд, за преданность своему делу. От всей души желаю вам новых успехов и заявляю о своей поддержке позитивных начинаний каждого из вас!

Я очень рад, что у нас выстраивается системный диалог.

Год назад на Августовском совещании 2018 года я представил свое видение качественных перемен сферы образования. Ключевые задачи на пятилетие конкретизированы в моем ноябрьском Указе «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)». Ряд важных вопросов мы обсудили с вами на Январском совещании.

Из общения с людьми в районах и городах республики, из ваших сегодняшних выступлений я вижу, что все мы четко понимаем необходимость перемен в организации образования и уже делаем определенные шаги в этом направлении. Наши действия, безусловно, идут в рамках Национального проекта «Образование». Это развитие инфраструктуры — строительство детских садов и школ, цифровизация образовательных учреждений, модернизация системы дополнительного и среднего профессионального образования, создание в республике единой культурной, оздоровительной среды для воспитания наших детей. Работа ведется многоплановая, об этом Владимир Анатольевич проинформировал.

В целом, надо сказать, что есть уже хорошая динамика, но есть и направления, где необходимо нам ускоряться, усиливать работу. Широкое обсуждение многих вопросов, я понимаю, прошло за два дня в рамках Августовского совещания, по его итогам будут приниматься абсолютно конкретные решения.

Сегодня мы снова «сверяем часы», поскольку для меня важно, чтобы действия власти всегда опирались на мнение и инициативы педагогического и родительского сообщества, всей общественности республики.

В этот раз основной акцент я хотел бы сделать на вопросах общего образования. Считаю, что на сегодня здесь у нас самый большой пласт задач, решение которых повлияет на повышение качества всей системы образования республики.

Сразу выскажусь по вопросу упорядочивания сети образовательных организаций. Как вы все знаете, мной было принято решение об отмене 202 постановления Правительства республики от прошлого года. Тем не менее, задача совершенствования образовательной сети и повышения ее эффективности с повестки не снимается. Вопросом вплотную занимается рабочая группа под руководством Председателя Правительства Владимира Викторовича Солодова, совместно с главами муниципальных образований, в работе очень активное участие принимают депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн).

Еще раз хочу подчеркнуть, что ни одна школа не будет закрыта, речь не идет чисто о сокращении бюджетных расходов. Но таких ситуаций, когда при неоправданно раздутом административно — управленческом и вспомогательном персонале у выпускников абсолютно низкие показатели ЕГЭ в течение многих лет, быть не должно. К сожалению, у нас есть школы, где выпускники этого года показали просто, на мой взгляд, катастрофические результаты. Например, 18, 14 и даже 9 баллов по профильной математике. Причем это не в отдаленных районах, где есть на самом деле объективные трудности, а в благополучных Олекминском, Чурапчинском улусах. В 24-х муниципальных районах есть выпускники, получившие по русскому языку балл ниже минимального порога.

И я всегда задаюсь вопросом, какие стартовые возможности мы даем детям, которые выпускаются из этих школ? Как они могут конкурировать с учениками, я даже не говорю в целом о российских школах, наших школ–лидеров, как, например, Физико-технический лицей им. В.П. Ларионова, Якутский городской лицей, Гимназия №1 города Нерюнгри или 24-й школы города Мирного. А ведь все дети имеют абсолютные равные права на образование!

Поэтому очевидно, что организационные изменения назрели — школа должна выполнять свою основную и главную задачу: качественно учить наших детей!

Актуальным остается вопрос кадрового обеспечения школ, особенно на селе. Ежегодно в сельских школах республики открываются около 600 вакансий. Особенно не хватает учителей английского языка, математики, информатики, физики, биологии и химии. Для решения этих проблем нужны дополнительные меры государственной поддержки, они принимаются сегодня на федеральном уровне, на региональном и муниципальном уровнях.  

В этой связи сегодня поручаю Правительству республики вернуться к рассмотрению вопроса о возобновлении программы обеспечения жильем педагогических работников в Арктической зоне и назвать эту программу «Учитель Арктики».  Механизмы обеспечения жильем педагогов, особенно молодых специалистов, предлагаю проработать и органам местного самоуправления. Также поручаю Министерству образования и науки в рамках данной программы «Учитель Арктики» разработать меры поддержки для выпускников педагогических факультетов вузов и педагогических колледжей, впервые устраивающихся на работу в образовательные организации в арктических улусах республики.   

Острая нехватка квалифицированных учителей, текучесть кадров — одна из ключевых проблем малокомплектных и малочисленных школ, особенно в труднодоступных и отдаленных районах. Именно для этих школ необходимы особые подходы к организации их деятельности, включая оплату труда педагогов.  Министерству образования и науки, органам местного самоуправления, организаторам образования на местах надо внедрять более эффективные механизмы повышения качества образования в малокомплектных и малочисленных школах республики. В том числе путем создания образовательных комплексов, кураторства школ–локомотивов над более слабыми школами.

Главная наша задача — это преодоление разрывов между результатами обучения в школах независимо от их комплектности и месторасположения, доступность современных, передовых знаний для всех детей Якутии без исключения.  

В этой логике, уважаемые коллеги, считаю очень важным объективно оценивать качество каждой образовательной организации.

Решение о создании региональной системы оценки качества образования уже принято. Сейчас важно определить сопоставимые критерии, в том числе с учетом российских и международных исследований. Уверен, что оценка должна основываться не только на количественных показателях Единого государственного экзамена.  Конкурентоспособность выпускников, наличие у них профессиональных навыков, уровень экономических, цифровых и языковых   компетенций — вот, на мой взгляд, лишь некоторые критерии, по которым надо оценивать современную школу.

Внедрив такую интегральную систему, мы будем четко видеть, чей опыт надо тиражировать, а каким школам требуется помощь — кадрами, инфраструктурой, организационными мерами, если это необходимо. К следующему году будет внедрена оценка эффективности и в системе среднего профессионального образования. Считаю очень верным критерием здесь результаты участия в мероприятиях Ворлдскиллс, именно по компетенциям рабочих профессий.

Предлагаю также пересмотреть систему грантов в области образования. Главный принцип здесь должен быть не вознаграждение, а мотивация педагогического сообщества, образовательных организаций и даже науки, бизнеса к внедрению передовых, инновационных методик и образовательных технологий. Прошу Министерство образования и науки внести предложения, чтобы уже со следующего учебного года новая система заработала.

Конечно, улучшение качества образования немыслимо без профессионального роста педагога.

Моим распоряжением от 5 июля этого года утверждена «дорожная карта» создания Центра непрерывного повышения профессионального мастерства и Центра оценки квалификации педагогических работников.

Важно, чтобы работа по оценке компетенций охватила каждого из более 17 тысяч педагогов республики независимо от стажа и квалификации, чтобы все они имели в итоге индивидуальный план профессионального роста.

В контексте наращивания компетенций педагогов должна быть перестроена работа Института развития образования и повышения квалификации. Институту надо создавать проектные коллаборации с вузами, ведущими исследовательскими центрами страны. В том числе включиться в первый в России проект социального воздействия в сфере образования, который стартовал у нас в республике в рамках Соглашения с Госкорпорацией «ВЭБ РФ», Фондом развития Дальнего Востока и Высшей школой экономики. 14 августа создан проектный офис под руководством Ольги Валерьевны Балабкиной, курировать работу будет Владимир Викторович Солодов.

Уверен, что проект даст нам эффективный инструментарий для того, чтобы сделать все школы республики местом качественного обучения, где работают современные учителя, а в центре внимания – индивидуальный прогресс и результаты каждого учащегося.

Уважаемые коллеги!

В продолжение вопроса о повышении эффективности образовательной сети хотел бы сказать еще вот о чем.

Каждая школа, особенно в сельской местности, является важным социокультурным центром. Сегодня, на мой взгляд, эта функция должна еще более расширяться. Школа может и должна стать, как сейчас принято говорить, драйвером экономического развития — в смысле воспитания предпринимательской активности, профессиональных компетенций у детей. Здесь хочу привести замечательный, на мой взгляд, пример Баягинской средней школы Таттинского улуса.

Школа уже с 2006 года работает в тесном сотрудничестве с Борисом Федоровичем Неустроевым — Мандар Уус, нашим уникальным народным мастером и философом. За эти годы организована целая сеть творческих кружков, где дети в полной мере раскрывают свои способности, получают компетенции в рукоделии, шитье, столярном, кузнечном деле, в цветоводстве. Сегодня «Мандар Уус кыһата» уже охватывает учащихся 16 улусов республики, открыты филиалы кузнечного дела в пяти улусах. Так небольшая сельская школа оказывает влияние на социально-экономическое развитие не только своего наслега, но и других. Я считаю, что такая практика достойна поддержки и распространения по всей республике.   

Свое слово должны сказать агрошколы — у нас сегодня работает 101 школа с таким статусом. Есть безусловные лидеры с хорошими многолетними результатами. В их числе Майинская средняя школа им. В.П. Ларионова, Тулунинская школа Усть-Алданского улуса, Куокунинская школа Сунтарского улуса, Верхневилюйская средняя школа им. И. Барахова, Борулахская средняя школа Верхоянского улуса, Индигирская средняя школа им. Брызгалова Момского улуса и другие.

Но при этом, к сожалению, еще многие агрошколы не ставят перед собой и не решают задач экономической направленности, статус дает им лишь дополнительное бюджетное финансирование. А ведь хозяйственная, технологическая деятельность в части производства и в части практических навыков детей — вот это сейчас самый настоящий приоритет для агрошкол. Прошу Министерство образования и науки совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством предприимательства, торговоли и туризма, с привлечением Якутской сельхозакадемии, ведущих сельскохозяйственных предприятий проработать новые подходы развития практикоориентированного агротехнологического профиля общего образования. Выпускники наших агрошкол должны составить костяк, сформировать новую элиту специалистов современного, технологичного агропромышленного комплекса Якутии.

Следующее, о чем бы я хотел сказать. Наша республика является одним из инициаторов идеи здорового образа жизни в стране, мы все этим гордимся. И эту важнейшую миссию мы обязаны выполнять дальше и выполнять лучше! Центрами воспитания физически здорового человека, свободного от вредных привычек, являются образовательные организации. Для улучшения этой работы, конечно, необходимы условия и ресурсы. В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» началась работа по развитию инфраструктуры сельских школ для занятий физической культурой и спортом, на это предусмотрено в том числе федеральное финансирование.

Кроме того, особо хочу обратить внимание на организацию школьного питания. В целом, в республике ситуация здесь достаточно положительная, одноразовым горячим питанием в школах обеспечивается 98% детей, тогда как в среднем по стране — 63%.

Но на питание детей из малоимущих семей действующий норматив расходов составляет в день всего 31,5 рубля, за Полярным кругом — 35,5 рубля. При этом сегодня почти 62 тысячи учащихся — это дети из малоимущих и малоимущих многодетных семей.

Считаю, что наша задача — помочь родителям обеспечить детей качественным питанием в школе для развития и укрепления их здоровья. Поэтому я даю поручение Правительству республики в рамках мероприятий борьбы с бедностью разработать механизм социальной поддержки малоимущих и малоимущих многодетных семей в части организации школьного питания детей.

Также прошу глав муниципальных районов и городских округов предусмотреть дополнительные меры поддержки детей из малоимущих семей для их обеспечения полноценным, качественным питанием.

Убежден, что здоровье ребенка – ключевой фактор его интеллектуального развития и творческого успеха. А для властей всех уровней, учреждений образования и родителей  это важнейшая задача и ответственность!   

Уважаемые коллеги, друзья!

В эти дни завершается работа над проектом Национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года, которую инициировал Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин. Мне доверено возглавить рабочую группу по подготовке проекта к рассмотрению Президиума Госсовета России, который пройдет в начале сентября в городе Владивостоке.

Наверное, многие из вас участвовали в общественном обсуждении. Якутяне приняли самое активное участие, внесли больше предложений, чем жители других регионов.  Больше всего предложений внесено в сфере образования — ожидания людей от системы образования уже не ограничиваются привычным набором знаний.

Именно поэтому мы сегодня активно работаем над созданием новой образовательной сети, ориентированной на выявление и развитие способностей и талантов юных якутян. Ее флагманом будет Центр поддержки способностей и талантов детей на базе Малой академии наук в Октемцах. В сеть войдут Международная Арктическая школа, круглогодичный детский центр «Полярная звезда», Высшая школа музыки, Якутская балетная школа, спортивные учреждения нового типа. Ведется работа по созданию Республиканского специализированного IT–лицея, призванного воспитывать лидеров цифровой эпохи, профессионалов IT-индустрии.  Также есть планы по открытию к 2022 году в создаваемом Парке будущих поколений в городе Якутске образовательного центра, нацеленного на развитие креативных и предпринимательских компетенций детей.

Возможность проявить свой талант, конкурировать со сверстниками должна быть доступна для детей со всей республики. Поэтому я поручаю Правительству проработать вопрос субсидирования, начиная с 2020 года, авиабилетов из районов до Якутска для детей, которые будут участвовать в республиканских олимпиадах.     

Таким образом, дорогие друзья, мы делаем шаги, чтобы вывести образование Якутии на новую орбиту, на уровень высоких стандартов.

У нас есть замечательная основа и традиции, республика неоднократно заявляла о себе проектами международного уровня, такими как Спортивные игры «Дети Азии». Таким начинанием могут стать и международные интеллектуальные игры. И сегодня я поручаю подготовить проект Указа Главы Республики Саха (Якутия) о проведении в 2022 году в городе Якутске II Международных интеллектуальных игр. 100-летие республики будет отмечено событием, которое еще раз подтвердит нашу открытость и высокую ценность интеллекта и образования для всех якутян!   

 Дорогие друзья!  

 В завершение я еще раз хочу повторить свой главный тезис: чтобы Якутия стала по-настоящему прогрессивным регионом, должно меняться все наше общество. Перемены нужны в сознании и взглядах каждого из нас. Ключ к этим переменам — передовые знания. Нам всем надо учиться, начиная от Главы республики и до воспитанников детских садов! Важно создать условия для того, чтобы раскрыть свои способности, свой талант мог каждый ребенок, каждый якутянин.

Достигнем ли мы такой высокой планки, напрямую зависит от вовлеченности не только педагогической и научной общественности, но и бизнеса, инженерного и технологического сообщества, представителей культуры, спорта — всего нашего общества. Только вместе, сложив уникальные компетенции, опыт и энергию, мы создадим условия для успеха наших детей — будущего Якутии!

Позвольте еще раз выразить вам свое искреннее уважение и поздравить всех педагогов, ветеранов, родителей, учеников с наступающим новым учебным годом. Желаю вам успехов!

 

minobrnauki.sakha.gov.ru.

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.