Республиканский конкурс профессий для воспитанников С(К)ОШ-И
В рамках профориентационной работы в школе-интернате №28 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 12 апреля провели интересное и значимое мероприятие - республиканский конкурс профессий «Все работы хороши – выбирай на вкус».
Целью конкурса являлось
- Содействие осознанному выбору учащимися будущей профессии; продвижение ценностей труда, профессионализма;
- Привитие социально–трудовых навыков воспитанникам коррекционных школ-интернатов;
- Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью.
Было заявлено 7 команд, но Амгинская С(К)ОШ-И не смогла приехать. Участвовало 6 команд: Нижне-Куранахская С(К)ОШ-И, Сунтарская С(К)ОШ-И, С(К)ОШ-И №34, С(К)ОШ-И №4, АШ-И №28, Республиканская С(К)ОШ-И. Конкурс проходил в три этапа. I этап – творческий – представление одной профессии (песня, танец и пр.), II этап –теоретический – в виде викторины «Своя игра», III этап- практический – каждый участник команды работает по своей компетенции: Швейное дело, Столярное дело, Сантехнические работы, Парикмахерское дело, Домашняя экономика и Кулинария. Конкурсантов оценивало компетентное жюри в составе: швейное дело – Попова Октябрина Анатольевна, учебный мастер кафедры «Технология» педагогического института, столярное дело – Алексеев Василий Васильевич, заведующий лабораторией кафедры «Технология» Педагогического института, сантехнические работы – Хаметов Валерий Рустямович, мастер производственного обучения Промышленного техникума. Вместе с ним ассистент Виктор Давиденко, победитель регионального тура «Молодые профессионалы» WorldSkillsRussia по слесарно-сантехническому делу, кулинарное дело – Мейко Анастасия Владимировна, мастер производственного обучения Якутского технологического техникума сервиса, парикмахерское дело – СлепцоваСайыына Николаевна, мастер производственного обучения Якутского технологического техникума сервиса, домашняя экономика – Шахурдина Зинаида Софроновна, педагог-психолог Методического центра организации социального обслуживания.
В данном конкурсе особое внимание уделялось умению работать в команде, определялись командные места. Участники хорошо подготовились ко всем этапам конкурса.
На творческом этапе больше баллов получила команда из Нижнего Куранаха, за ними школа №28 и РС(К)Ш-И. Очень интересно и оригинально были представлены профессии: официант (танец); летчик (мини-сценка); стюардесса (сюжетный танец); рабочие профессии оформленные ярким видеороликом (повар, парикмахер, строитель); а также о профессиях (стихотворная форма); песне и рэпа.
Викторина «Своя игра» предусматривала теоретическую подготовку детей по всем компетенциям. Участники показали свои знания, мыслительные способности, умение работать в команде. Призовые места распределились следующим образом: на теоретическом этапе лучшей стала команда РС(К)Ш-И, следом школа №28 и Нижне-Куранахская С(К)ОШ-И.
Сложным и серьезным был третий практический этап. Здесь каждому участнику пришлось практически показывать все свои умения и навыки по данной профессии. За работой конкурсантов следили члены жюри, отмечая, насколько школьники умеют пользоваться технологическими картами, владеть теми или иными инструментами, соблюдать ТБ, отведенное время на выполнение работы, и каким в итоге получается конечный результат. Это было самое главное, смогут ли в дальнейшем они выбрать данную профессию, по которой будут направлены в соответствующие учебные заведения.
На практическом этапе жюри по всем 6 компетенциям первые места присудили ребятам из АШ-И №28 (сантехник-Суханов Леня, столярное дело-Кетехов Сеня, парикмахер - Лазарева Валя, кулинария - Тартакынова Уля, швейное дело- Казакова Настя, домашняя экономика- Минина Кристина). Отметили качественную работу педагогов школы по привитию предпрофессиональных навыков. Вторые и третьи места распределились в основном между РС(К)Ш-И и С(К)ОШ №34. По сантехническим работам 2 место у Федорова Саши (Сунтарская С(К)ОШ-И), 3 место занял Вернер-Руппель Витя (С(К)ОШ №4). По столярному делу 2 место у Воронцова Андрея (С(К)ОШ №34), 3 место досталось Кулакову Вите (РС(К)Ш-И). По парикмахерскому делу 2 место у Дроновой Кати (РС(К)Ш-И), 3 место – Нудной Наташи (С(К)ОШ №34). Кулинария - 2 место получила Терещенко Полина (Н-Куранахская С(К)ОШ-И), 3 место – Скороход Антон (С(К)ОШ №34). По швейному делу- 2 место Забара Ксения (С(К)ОШ №4), 3 место – Михайлова Юлианна (С(К)ОШ №34). Интересный конкурс состоялся по домашней экономике, где 2 место занял Логинов Алексей (РС(К)Ш-И), 3 место досталось Максимову Олегу (С(К)ОШ №34).
Параллельно с конкурсом учащихся для педагогов данных школ был проведен семинар «Профориентационная работа в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта». Участие приняло 12 человек.
Билюшова О.Г., зам.директора по УВР, и Герасимова Т.П., воспитатель из Нижне-Куранахской С(К)ОШ-И выступили с темой «Адаптация учащихся в современной действительности через систему мер по внеклассной деятельности с целью профессионального самоопределения». Представители Сунтарской С(К)ОШ-И: директор Игнатьева А.С. рассказала о кластерной модели развития допрофессиональной подготовки детей с особыми образовательными потребностями. Учитель Семенова Н.А осветила профориентационную работу школы-интерната, а ее коллега Назарова О.М., учитель начальных классов, поделилась опытом по профориентационной работе в младших классах. Социальный педагог Федорова Л.А. распространила опыт по процессу профессионального обучения лиц с интеллектуальными нарушениями. Далее выступили педагоги С(К)ОШ-И №34 г.Якутска. Жараева С.Г., социальный педагог, осветила работу школы по социальной адаптации выпускников с интеллектуальными нарушениями. Учитель технологии Иванова Т.Е.представила работу межпредметной связи швейного дела с предметом «чтение». Андреева Е.К., учитель из СКОШ №4, рассказала о проектной деятельности как средство профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ. Слушатели семинара с интересом восприняли опыт работы коллег из АШ-И №28. Учитель физкультуры Олесов П.Г. увлеченно рассказал, как он знакомит учащихся с профессией «Работник фермерского хозяйства». Педагог-психолог Кириллина Т.В. указала на важность профдиагностики как инструмента самоопределения старшеклассника. Учителя Николаева О.В., Ефимова Ф.Г. подробно осветили работу школы-интерната по комплексному профессиональному самоопределению школьников с умственной отсталостью. Учитель биологии Протопопова Н.И. представила мини-проект «Зеленый мир», в котором дети под руководством взрослых помогают озеленять летнюю дачу и выращивают овощи и зелень в теплицах и грядках.
Таким образом, республиканский конкурс «Все работы хороши – выбирай на вкус» прошел для всех участников - и детей, и педагогов, очень продуктивно. Школьники достойно боролись за призовые места, показали свои знания и умения. Педагоги на семинаре делились опытом по профориентационной работе в своих школах, увидели и сравнили практические изделия своих учащихся. В целом все участники пришли к выводу, что данные мероприятия полезны с точки зрения обучения, воспитания и социализации обучающихся, так как выпускникам коррекционных школ очень трудно подобрать соответствующую их возможностям профессию и в дальнейшем трудоустроиться.
Протопопова Н.И., учитель С(К)АШ-И №28.