Авторский семинар Добротиной И.Н. для учителей русского языка и литературы
5 марта в МОБУ «Городская классическая гимназия» состоялся авторский семинар Добротиной Ирины Нургаиновны «Организация работы с текстом на уроках филологического цикла как средство интеграции предметного и метапредметного содержания». Семинар посетили учителя русского языка и литературы.
Добротина Ирина Нургаиновна – зав. Лабораторией общего филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», лауреат конкурса «Учитель года-2002», лауреат премии Президента РФ, кандидат педагогических наук. Является членом федеральной предметной комиссии Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, членом авторского коллектива учебников по русскому языку для 5-9 и 10-11классов. Ирина Нургаиновна – практикующий учитель русского языка ГБОУ города Москвы «Школа №1310».
Ирина Нургаиновна затронула вопросы формирования метапредметных умений в процессе работы с текстом, читательской деятельности в условиях информационного общества. Учебный текст является основой и главным инструментом формирования метапредметных умений учащихся в основной общеобразовательной школе. Сегодня новые способы социального взаимодействия порождают новые типы текста, а те, в свою очередь, требуют особых способов чтения, то есть «происходит формирование новых когнитивных стратегий восприятия».
Следует включать тексты разной кодировки в учебный процесс: нельзя прятаться от новой информационной реальности, чтение и создание таких текстов позволяет реализовывать метапредметные функции русского языка и межпредметные связи.
Также И.Н. Добротина ознакомила с курсом русского родного языка в основной общеобразовательной школе, рассказала о структуре, содержании, учебно-методическом обеспечении данного курса. Вариант рабочей программы по русскому родному языку с примерным тематическим планированием для 1, 5 и 9 классов размещён в свободном доступе на сайте www.uchlit.com. Авторы О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, И. П. Васильевых разработали вариант рабочей программы по русскому родному языку для 5-го класса с примерным тематическим планированием из методического пособия.
Основные идеи курса «Русский родной язык» в основной общеобразовательной школе:
- углубление и расширение представления школьников о взаимосвязи языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурной специфики русского языка (в том числе на фоне сопоставлений с языками народов России и мира);
- формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка;
- понимание общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира.
В курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
- воспитание гражданина и патриота;
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
- воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения.
В результате обучения по данной программе совершенствуются умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Ирина Нургаиновна проанализировала подходы к изложению в учебниках русского языка материала, обеспечивающего формирование знаний о тексте и умений информационной переработки текста. Поделилась секретами формирования у учащихся предметных и метапредметных умений, рассказала о возможностях использования приёмов современных образовательных технологий при конструировании уроков русского языка.
ГМО учителей русского языка и литературы.