Интеграция предметов в школе как педагогическое явление
26 февраля 2019 г. в МОБУ СОШ №26 состоялся очередной семинар для учителей русского языка и литературы «Интеграция предметов в школе как педагогическое явление».
Семинар начался литературно-музыкальной композицией «Творческий портрет учителя-словесника», героем которой стала Ксана Семеновна Саввина, заместитель директора по учебно-научной работе, куратор кафедры гуманитарных предметов. Ксана Семеновна – известный в городе и республике специалист, кандидат педагогических наук, её методические находки используют в своей работе и учителя, и члены администрации. Кроме того, Ксана Семеновна – замечательная жена, мать и бабушка. Слушатели семинара познакомились с ранее неизвестной стороной личности нашей коллеги – её поэтическим талантом. Оказывается, она пишет собственные стихи, переводит на якутский язык лирику известных поэтов. Так, со сцены прозвучали строки из произведений А.С. Пушкина, С.А. Есенина на русском и якутском языках.
Однажды поэтесса, написавшая слова песни «Опять метель», Джахан Поллыева сказала: «Любому автору важно, чтобы его песня дошла до сердца, чтобы оказалась созвучна мыслям и личным переживаниям людей. Тогда она «пойдет в народ», тогда будет жить долго.… Если мелодия, написанная другим человеком, не «легла» на стихотворение, если она создавалась в ином настроении, ничего хорошего не получится». Ксана Семеновна настолько талантливо перевела слова этой песни на родной язык, что они гармонично совпали и с музыкой, и с настроением поэта и композитора. Песню прекрасно исполнила учитель русского языка и литературы Иванова Наталия Николаевна.
С сообщением «Интегративный подход в обучении: сущность и особенности интеграции» выступила заведующая гуманитарной кафедрой Чернова Елена Петровна. Исследователь русской культуры Юрий Лотман подчеркивал, что "современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства". Действительно, создать у учащихся целостную картину мира сегодня невозможно без интеграции предметов. Эффективность осуществления интегративных связей на уроках во многом зависит не только от уровня профессиональной компетентности учителей, но и от того, насколько глубоко они убеждены в их необходимости, достаточно ли осведомлены об их сущности и функциях, хорошо ли сформированы их практические умения по реализации интеграции в своей деятельности, имеют ли они необходимые теоретические знания из смежных предметов и соответствующую методическую подготовку.
В практической части семинара учитель русского языка и литературы Андреева Татьяна Сергеевна и учитель истории Гирагосова Светлана Юрьевна показали интегрированный урок «Времен связующая нить…». Учащиеся 5 «Б» класса совершили заочное путешествие в Древнюю Грецию, в удивительный мир героев Гомера. 4 команды поднялись на гору Олимп, посетили бухту исторических вопросов, побывали на острове крылатых выражений», работали с фразеологизмами, участвовали в орфографическом конкурсе, придумывали названия для современных предприятий с опорой на мифы. Работу детей судил строгий ареопаг. А дети пришли к выводу, что им предстоит всю жизнь открывать для себя и окружающих культуру Древней Греции.
Учитель русского языка и литературы Винокурова Сахая Саввична провела интегрированный урок развития речи в 6 «В» классе, дети описали картину Семена Луканси «Якутская женщина». На уроке рассмотрели все задания итогового собеседования, с которыми дети заранее были ознакомлены. Узнали значения якутских слов, попробовали себя в роли экспертов, открыли для себя имена, которыми гордится наша Якутия. Им показалась очень интересной судьба якутской актрисы, певицы, художника Александры Аргуновой-Кеурэгэй, проживающей в Исландии.
Учитель русского языка и литературы Дяченко Татьяна Алексеевна поделилась опытом работы классного руководителя оборонно-спортивного класса. Свое выступление она начала со слов великого А.С. Макаренко, рассказала о достижениях каждого ученика, о победах класса. За 7 лет класс стал единой командой, дружным коллективом, который не раз прославлял родную школу в творческих конкурсах и военных состязаниях.
Коллеги отметили, что семинар был организован на высоком профессиональном уровне, поблагодарили коллег за интересные находки, за творчество и профессионализм.
ГМО учителей русского языка и литературы ГО "город Якутск".