Подготовка новых стандартов должна вызвать интерес и стать свидетельством зрелости нашего общества
Ермолаева Т.М., учитель русского языка и литературы,
Почетный работник образования РФ
победитель открытого (очного) Фестиваля методических идей , г. Москва, 2016г.
Дипломант 1 степени Национальной премии «Элита Российского образования»
в номинации «Лучший учительский опыт по организации учебной деятельности развивающего типа», 2017г.
представитель научно-методического журнала «Литература в школе» в РС(Я),
координатор и организатор специального регионального номера журнала «Литература в школе» №5, 2018г
Участие в таком высоком форуме – это значимое событие в профессиональной жизни любого учителя. Мне посчастливилось быть причастной к решению насущных проблем современного гуманитарного образования в школе. Интересного было много: приветствие ректора В.А.Садовничего и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси отца Кирилла, доклады представителей Высшей школы и выступления учителей нашей огромной страны, открытые уроки в школах №1520 и №1329 и встреча с современными писателями т.д.
Из города Якутска приняли участие в работе съезда еще четыре учителя: Крылова О.П.( МОБУ СОШ№5), Холмогорова З.П.(республиканский Лицей), Денисова М.Е. (МОБУ НПСОШ №2), Софронова Е.С.(МОБУ "Айыы Кыhата"). А всего на съезде зарегистрировалось более 880 участников из 73 регионов РФ и Ближнего Зарубежья. (Столичные учителя приняли участие в работе Всероссийского съезда словесников).
Научная программа съезда включала работу 5 круглых столов и 7 секций, на которых был заслушан и обсужден 141 доклад по широкому кругу проблем и преподавателей высшей школы, и учителей общеобразовательных школ.
Не могу не поделиться с коллегами той информацией, которая касается всех учителей школы. В докладе ректора РГПУ им. А.Герцена Богданова С.И. говорилось о метапредметной роли русского языка. Русский язык в школе – главный инструмент познания, а литература – основной воспитатель нравственности подрастающих граждан. Эта мысль красной нитью проходила во всех выступлениях на пленарном заседании съезда.
Вызывает тревогу то, что безграмотность российского народа перевалила черту допустимого и стала национальным бедствием. К сожалению, с орфографическими и пунктуационными ошибками наши учителя-предметники, исключая словесников, не работают, пропуская их в самостоятельных, лабораторных и др. ученических работах. (Отсюда следует: по всей вероятности, скоро вернутся Единые требования советской школы). Является недопустимой и неправильная, неграмотная речь учителей-предметников, не преподающих русский язык и литературу. Современный учитель должен владеть правильным литературным языком, отмечается в выступлении.
Заместитель президента РАО Басюк В.С., опираясь на майский указ Президента РФ, отметил, что русский язык из рамок учебного предмета перешел в иной, более высокий статус. В сложившейся политической обстановке русский язык приобретает миссию миротворческого посла в страны ближнего зарубежья. Уже признано всеми: наши бывшие республики, потеряли статус самостоятельных развитых государств и, в том числе, по причине невладения русским языком, что отлучило их от цивилизованного вхождения в мировую культуру. Создан первый десант добровольцев-учителей русского языка и литературы в Таджикистан. И мирная экспансия русского языка, а значит культуры, станет программой сотрудничества РФ и стран бывшего постсоветского пространства.
Каков профессиональный портрет современного учителя русской словесности? Что происходит в последнее время с «великим и могучим, свободным и правдивым русским языком»? Удовлетворяют ли результаты ЕГЭ требованием общероссийской системы оценки качества образования? Какие учебники нужны современной школе? Вот лишь немногие из тех вопросов, которые звучали в докладах и выступлениях на секциях и круглых столах съезда и вызвали самые оживленные дискуссии.
Решения, принятые съездом, еще обрабатываются программным Комитетом. И я рада, что одно из них, одобренное участниками секции «Профессиональный портрет современного учителя», принято по моему предложению. Сегодня, в большинстве своем, учителя в своей методической работе пользуются доступным и оперативным ресурсом Интернета. Удобно: море информации! Но малоэффективно: нет источника Знаний! На мой взгляд, только работая с профессиональными научно-методическими текстами, учитель может овладеть дивергентностью мышления как основой профессионализма словесника. Поэтому я выступила с предложением о государственной поддержке наших классических изданий «Русский язык в школе» и «Литература в школе», которые и сегодня являются источником профессионального методического роста учителя.
Второе предложение я передала организаторам съезда после церемонии закрытия по электронной почте. Его тоже передали в программный Комитет, но вот войдет ли оно в Решения съезда, не уверенна. Когда-то в 80-е годы этот вопрос поднимался достаточно серьезно, но Перестройка помешала его решению. Речь идет о снижении недельной нагрузки учителей-словесников с 18 до 14 часов в неделю с сохранением оклада за ставку. Нет ни одного предметника в общеобразовательной школе, которому приходилось бы читать и перерабатывать столько литературы, сколько приходится учителям русского языка и литературы: художественной, литературоведческой, методической. Особая статья – проверка тетрадей! Только по русскому языку в каждом классе 4 вида тетрадей, в старших классах тетрадь по литературе равна тетради хорошего студента, отсюда – и объем проверки! Та сумма, которая доплачивается за эту титаническую работу, вызывает лишь легкую иронию и насмешку. А за этим всем стоит Время, которое делает работу учителя-словесника круглосуточной 7 дней в неделю.
Я думаю, мое предложение на этапе подготовки новых стандартов должно вызвать интерес и стать свидетельством зрелости нашего общества.
Это лишь небольшая часть тех знаний и открытий, которыми мне хотелось бы поделиться. И понадобится еще немало времени, чтобы переосмыслить, понять и оценить итоги этого Высокого собрания коллег-единомышленников.
Ермолаева Т.М., учитель русского языка и литературы, МОБУ СОШ №33 им.Л.А. Колосовой.