Общественное обсуждение Концепции развития науки в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)

 Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) приглашает принять участие в общественном обсуждении проекта Концепции развития науки в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия), подготовленного по поручению Первого Президента Республики Саха (Якутия), Государственного советника Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева.

 Проект

 Концепции размещен на сайте Министерства -https://minobr.sakha.gov.ru и  на сайте ГАОУ ДО РС(Я) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)» - http://lensky-kray.ru/.

 Замечания и предложения необходимо направить в срок до 1 ноября 2018 года в научно-методический отдел ГАОУ ДО РС(Я) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)» (Еmail: nmoman2015@gmail.com).

Проект

КОНЦЕПЦИЯ развития науки в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия).

 Настоящая Концепция определяет базовые принципы построения работы, основные цели, задачи, направления деятельности и развития науки в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)

1. Общие положения

1.1. В условиях инновационной экономики приоритетом государственной политики в области образования является поддержка научного и технического творчества молодежи, стимулирование ее массового участия в научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, в усилении работы по выявлению и развитию одаренных детей в области научно-исследовательской деятельности, основанной на лучшем отечественном опыте и успешных современных образцах.

1.2. Сегодня значение науки в мире значительно выросло. Во всех странах с высоким уровнем экономического развития, с высокими и темпами экономического роста высок и уровень образованности общества.

Современные технологии требуют хорошо образованных работников. Научная грамотность сегодня является одним из важнейших факторов управленческой культуры. Именно уровень образования в стране определяет степень развития науки.

Образование в общеобразовательных организациях играет исключительную роль во всей образовательной системе. Оно призвано дать стране значительный слой молодёжи высокого интеллектуального развития, способных решить те труднейшие проблемы, которые стоят перед нашей страной и перед всем человечеством в настоящем столетии. Система олимпиад, конкурсов, конференций для школьников и молодёжи, была впервые разработана, в частности, в рамках математического образования и принесла огромные успехи, но всё это требует дальнейшего развития.

Для Республики Саха (Якутия) проблемы качества образования являются приоритетными в силу многих причин. Одной из основных причин является то, что в условиях научно-технического прогресса продолжится рост наукоемких и высокотехнологичных производств. Это потребует более высокого научного уровня подготовки по физико-математическим, техническим дисциплинам.

В этих условиях назревает необходимость создания новых механизмов, способствующих дальнейшему развитию образования, движения в республике.

1.3. В современных социально-экономических условиях государство придает большое значение семье как важнейшему институту социализации ребенка и воспитания достойного поколения. В этой связи требуется всемерная поддержка семьи по укреплению ее статуса и положения в современном обществе. Необходимо консолидировать усилия заинтересованных сторон по оказанию помощи семье для рождения и воспитания здоровых, способных, талантливых и одаренных детей.

Перспективы развития Арктической зоны Российской Федерации ставят перед системой регионального образования задачу «формирования инфраструктуры образовательных услуг, обеспечивающих территориальную доступность качественных образовательных услуг, снижение нагрузки на транспортную систему Республики Саха (Якутия)».

 

2. Принципы, цели и задачи

2.1. Развитие науки в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) строится на следующих базовых принципах:

- единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;

- поддержка и развитие эффективных технологий обучения учащихся;

- подготовка учащихся, молодежь к различным олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, научным конференциям;

- концентрация интеллектуальных ресурсов на повышение уровня знаний учащихся, а также на приоритетных направлениях научных исследований;

- поддержка ведущих ученых, научных коллективов, педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, а также популяризация достижений науки среди школьников, студентов, магистрантов, аспирантов и учителей РС (Я);

- развитие многообразия форм организации педагогической и научно-исследовательской деятельности и создание научных связей;

- ориентация учебно-научного комплекса форума на осуществление принципа непрерывности образования;

- поддержка научно-исследовательской деятельности учащихся, студентов, магистрантов, аспирантов и учителей;

- внедрение современных информационных технологий обучения и интеграция в международное научно-образовательное сообщество.

Принципом реализации Концепции должно стать реальная интеграция образования, исследований, разработок и внедрений. В числе ожидаемых в ближайшей перспективе результатов реализации данной Концепции отметим следующие: развитие школьных научных обществ; разработка нормативно-правовой базы; развитие междисциплинарных исследований и разработок.

2.3. Основной целью развития науки является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, активизация научных исследований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического потенциала для развития экономики и решения различных социальных задач республики.

2.4. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

в работе со школьниками

- отбор и привлечение наиболее способных школьников к научным исследованиям;

- организация для групп наиболее способных учащихся групп систематической внешкольной подготовки путем регулярных занятий;

- организация выездных и очных сессий для выявления более широкого круга способных учащихся в муниципалитетах республики;

- использование дистанционной формы обучения с группами учащихся;

- организация, координируемой МАН РС (Я), сети научных кружков, работающих в муниципалитетах с применением дистанционных, виртуальных методов обучения;

- организация олимпиад, интеллектуальных боев, а также иных предметных соревнований и подготовка школьников к участию в них;

- организация выезда школьников для специализированной подготовки в летние школы и на другие учебные мероприятия за пределами Республики Саха (Якутия);

- подготовка школьников к участию во всероссийских и международных конкурсах, соревнованиях;

- чтение научно-популярных лекций, проведение семинаров;

- работа по профессиональной ориентации по наиболее актуальным направлениям образования, в частности, введение в специальность, подготовка к конкурсным экзаменам;

- создание электронного фонда учебной литературы;

- расширение и совершенствование работ по организации сезонных школ, экспедиций учащихся и других форм работ со школьниками, которое обеспечит необходимую профессиональную ориентацию школьников и будет способствовать становлению исследовательских компетенций, интереса к научной работе со школьной скамьи.

в работе со студентами, магистрантами и аспирантами

- разработка требований, предъявляемых республикой к объему знаний студентов, магистрантов и аспирантов соответствующих специальностей;

- проведение очных сессий с чтением спецкурсов по имеющим общенаучную значимость разделам научных исследований, недостаточно освещаемых в местах учебы молодежи, и по наиболее актуальным областям современной науки, с приглашением ведущих специалистов в этих областях;

- организация и проведение совместных научно-исследовательских работ с вузовской и послевузовской молодежью с участием ведущих российских и зарубежных ученых с центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по актуальным направлениям развития фундаментальной и прикладной науки.

- создание условий  для развития потенциальных возможностей молодежи со способностями, в частности, в выборе научной тематики и научного руководителя;

- дистанционная поддержка студентов, магистрантов и аспирантов в избранных ими областях исследования путем привлечения соответствующих специалистов;

- развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки современного специалиста;

- реализация комплекса постоянно действующих образовательных программ дополнительного образования по основным образовательным предметам технического цикла;

- внедрение новых образовательных технологий обучения и развития одаренных детей и молодежи;

- интеграция науки и образования: проведение исследований по проблемам одаренности, поддержка научно-исследовательской деятельности учащихся, студентов, магистрантов и аспирантов и учителей;

- помощь в выборе научной тематики, а также в выборе научного руководителя;

- создание рекомендаций по использованию разнообразных литературных источников (монографий, диссертаций, статей, учебников), их теоретический анализ;

- создание фонда электронной учебной и научной литературы;

- привлечение заинтересованных студентов, магистрантов и аспирантов к работе с одаренными детьми;

в работе с учителями

- проведение во время очных сессий повышения квалификации специальных курсов, мастер-классов, семинаров с привлечением приглашенных известных методистов, лекторов, популяризаторов науки, олимпиадного движения и опытных учителей республики;

- дистанционная поддержка школьных кружков, методических объединений учителей с целью формирования единой образовательной среды в республике;

- распространение методической литературы, рабочих учебных программ по школьным курсам, адаптированные к реальным требованиям современной жизни и ориентированные на современные требования;

- организация стажировок, выездов на учебу, повышения квалификации и педагогического мастерства педагогов, работающих со способными и одаренными детьми.

    создание эффективной системы работы с интеллектуально одаренными детьми, обеспечивающей условия для их обучения, воспитания, развития способностей, дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
    общего, дополнительного, профессионального образования и науки, создание единого научно-образовательного пространства;
    доступности современных условий для массового вовлечения школьников в научно-исследовательскую, научно-техническую деятельность;
    научных знаний среди детей и молодежи, формирование научного мировоззрения, повышение престижа науки;
    педагогических кадров к работе с одаренными детьми и внедрение нового опыта в практику работы образовательных учреждений и систему повышения квалификации педагогов.

 

3. Основные направления деятельности.

При решении сформулированных задач необходимо обеспечить участие совместно с Министерством образования и науки РС (Я), Академией наук РС(Я)  в определении и поддержке направлений деятельности круглогодичных сессий; эффективное  сотрудничество  в научной,  образовательной  и методической сферах, широкое участие известных ученых республики, России в целом.

3.1. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы и научно-методического обеспечения научно-исследовательской деятельности учащихся и работы с одаренными детьми:

а) участие в разработке и реализации образовательной, молодежной и перспективной научно-технической политики, в экспертизе программ и проектов республики в части работы с одаренными детьми;

б) разработка механизмов взаимодействия с целью обеспечения интеграции науки и образования, обеспечения научно-методического руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся с научными организациями и организациями высшего образования Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;

в) разработка образовательных программ и внедрение индивидуальной образовательной траектории для каждого одаренного ребенка;

г) подготовка научно-педагогических работников для работы с одаренными детьми.

3.2. Развитие и совершенствование организационно-экономических механизмов:

а) координация деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих поиск и сопровождение одаренных детей в Республике Саха (Якутия);

б) привлечение средств бюджетов различных уровней, спонсорских и благотворительных средств, средств организаций и частных лиц;

в) повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных организаций и работодателей в выявлении и поддержке одаренных детей.

3.3. Развитие и совершенствование образовательных программ и технологий:

а) разработка инновационных методик выявления, сопровождения и развития одаренных детей, начиная с раннего возраста;

б) организация научно-исследовательской и практической работы с одаренными детьми;

в) внедрение сетевых форм реализации образовательных программ и дистанционных образовательных технологий для привлечения ведущих ученых и педагогов России;

г) развитие системы дополнительного образования в области научно-исследовательской и практической работы с одаренными детьми Республики Саха (Якутия);

д) обеспечение системы электронного обучения и дистанционных технологий для сопровождения одаренных детей из отдаленных и труднодоступных районов Республики Саха (Якутия);

е) обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников и стимулирование роста их профессионального мастерства;

ж) создание стажировочных площадок и ресурсных центров на базе лучших образовательных организаций.

3.4. Информационное обеспечение, популяризация интеллектуальной деятельности:

а) ведение единой информационной базы обучающихся республики, участвующих в интеллектуальных мероприятиях;

б) широкое привлечение средств массовой информации к популяризации науки, образования, для повышения общественной привлекательности интеллектуальной деятельности;

в) создание интерактивного музея занимательной науки.

 

4. Механизмы реализации Концепции

 

В основе реализации основных направлений Концепции лежат механизмы стимулирования. К числу механизмов стимулирования относятся:

- конкурсная поддержка научных проектов;

- поддержка интеграции педагогических коллективов и профессорско-преподавательского состава учебных и научных учреждений;

- построение эффективной системы развития материально-технической базы общеобразовательных организаций;

- поддержка и модернизация инфраструктуры лабораторий научно-педагогических коллективов, выполняющих научные проекты;

- создание благоприятных материальных и социальных условий для научной деятельности обучающихся и научно-педагогических работников общеобразовательных организаций.

Для повышения качества образования, его сближения с наукой требуется расширение практики проведения совместных работ общеобразовательных организаций с НИИ научно-исследовательских и технологических работ, внедрение результатов совместных исследований в практическую деятельность предприятий и организаций.

 

5. Ожидаемые результаты реализации Проекта

В результате выполнения мероприятий по реализации Концепции будет:

- обеспечена проработка приоритетных проблем развития системы образования в республике по математике и физике и оказана поддержка этим исследованиям;

- создана единая система непрерывного образования в РС (Я) на базе МАН РС (Я), СВФУ, а также ведущих вузов России;

- разработаны механизмы осуществления поддержки научно-исследовательской работы школьников, студентов, молодых ученых, аспирантов и учителей;

- организованы научно-учебные методические объединения (НУМО);

- обеспечена поддержка интеграции науки, высшего и среднего образований;

- развита единая телекоммуникационная сеть образования в республике;

- обеспечено широкое применение новых информационных технологий;

- обеспечено широкое участие ученых, известных методистов, лекторов, популяризаторов науки, олимпиадного движения и опытных учителей республики в различных программах научно-технического сотрудничества;

- обеспечена подготовка учителей на высоком предметном, педагогическом, гуманитарном и методическом уровне с широким спектром реализации профессиональных возможностей для работы в разнопрофильных школах республики;

6. Заключение

Концепция развития науки в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) определяет пути преобразования, развития образования в Республике Саха (Якутия) в действующий национальный ресурс обновления и развития.

 

 Концепция развития науки в ОО РС (Я).docx .

 

 Источник: сайт минобрнауки РС(Я),

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.