О музыкальном образовании в контексте проекта «Музыка для всех» Эдуард Абдулин
Проект «Музыка для всех», инициированный первым президентом республики М.Е.Николаев, работает в Якутии уже третий год. Реализация любой программы это, прежде всего, работа организационная. Качественные изменения в преподавании музыки возможны лишь при должном подходе к методической составляющей проекта. На новом этапе реализации проекта «Музыка для всех» основным куратором методической работы стало старейшее учебное заведение республики – Якутский педагогический колледж им.С.Ф.Гоголева. Это единственное учебное заведение, выпускающее на протяжении целого века учителей музыки для всей республики. На днях в ЯПК им.С.Ф Гоголева завершились очередные курсы повышения квалификации учителей музыки средних школ и музыкальных руководителей детских садов под общим названием «Музыкальное образование в контексте проекта «Музыка для всех». Преподаватели колледжа провели занятия по пластическому интонированию, теории музыкального образования и по хоровому пению. С педагогами на протяжении недели занимался также доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методологии и методики преподавания музыки Московского педагогического государственного университета Эдуард Абдулин. Эдуард Борисович возглавляет научно-методический совет по реализации программы «Музыка для всех».
-Эдуард Борисович, начался третий год реализации программы «Музыка для всех». Какие задачи стоят на данном этапе работы?
-Перед нами сегодня стоит задача – найти виды деятельности, которые заинтересуют каждого участника программы, каждого учащегося. Кроме хорового исполнительства, которое по традиции есть в школьных программах, должны включиться такие виды деятельности, как пластическое музыкальное интонирование (движение в характере музыки), инструментальное музицирование, музыкальная драматизация, то есть исполнение совместно с хором, с оркестром. В целом, программа строится на системе музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского.
-С какими сложностями вы столкнулись в ходе работы над программой?
-Есть заинтересованность педагогов, желание развиваться, это главное. Но, с другой стороны, существует серьезная сложность – отсутствие предпрофессиональной подготовки – многие из учителей не прошли подготовку в детских музыкальных школах, а это дает о себе знать – музыкой необходимо начинать заниматься в 5-6-летнем возрасте. Во-вторых, в республике в учебных заведениях высшего образования нет музыкальных факультетов, которые бы готовили именно учителей. Это тоже существенно отражается на профессионализме педагогов. И в этом направлении в рамках проекта началось сотрудничество с Московским педагогическим государственным университетом, на обучение направлены выпускники Музыкального колледжа. И третья сложность -- школы пока недостаточно обеспечены инструментами.
-Когда вы к нам в следующий раз?
-В марте следующего года. И следующий приезд мы с Якутским педагогическим колледжем запланировали так же под курсы повышения квалификации. Но на этот раз соберутся методисты школ и детских садов, которые, пройдя обучение, будут распространять наработки у себя в районах, в соседних улусах.
Подготовила Пресс-служба Якутского пед колледжа.