Большая часть средств на реализацию национального проекта в сфере образования поступит в регионы в виде межбюджетных трансфертов
5 июля в Сочи открылось Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. С основным докладом на совещании выступила Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева.
Министр подробно остановилась на целях и основных направлениях национального проекта в сфере образования, который в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации был разработан Министерством совместно с экспертным профессиональным сообществом.
Среди основных целей национального проекта Министр просвещения назвала вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
- Одновременно с целями были даны ориентиры – это решение задач по созданию условий для раннего развития наших детей в возрасте до 3-х лет, внедрение новых методов обучения, создание современной безопасной цифровой среды, выявление способностей и талантов, самоопределение наших детей, профориентация, организация систем педагогического образования и повышения квалификации педагогов. Напомню, что в период до 2024 года мы должны почти половину наших педагогов провести через качественную систему повышения квалификации, - сообщила Ольга Юрьевна.
Она обратила внимание, что при реализации национального проекта необходимо удержать достигнутые результаты исполнения Майских указов главы государства 2012 года по ликвидации очереди в детские сады, повышению зарплат педагогам и расширению охвата дополнительным образованием детей в регионах.
По словам О.Ю. Васильевой реализация новых задач, обозначенных Майским указом 2018 года, «коснётся всех и каждого», а количество направлений работы сравнимо «с многослойным пирогом» или моделью «коробочного» решения. Она уточнила, что для максимально оперативного достижения поставленных целей большая часть средств – до 80% от общего объёма – поступит в регионы в виде межбюджетных трансфертов.
В докладе Министр подробно представила конкретные направления предстоящей работы.
– Мы продолжим строительство школ. У нас на сегодняшний день дополнительная потребность в новых местах составляет 188 тысяч. Другие безусловные приоритеты для нас - ликвидация третьей смены, для чего нам требуется 73 тысячи мест, - сказала Министр.
Продолжится также реализация направлений, по которым уже достигнуты серьёзные успехи, в частности, строительство Кванториумов.
- К концу реализации нацпроекта Кванториумы должны быть доступны в каждом городе с населением более 60 тысяч человек, - заявила Ольга Юрьевна.
- Следующее направление, очень важное для нас, – это центры опережающей профподготовки, а также спеццентры на базе колледжей, которые охватят 1,5 миллиона обучающихся. Мы создадим в течение 6 лет 100 центров опережающей подготовки кадров и примерно 5 тысяч спеццентров по отдельным компетенциям. Эти центры будут также использоваться для постоянной переподготовки всех возрастных категорий граждан нашей страны, - информировала О.Ю. Васильева.
Создание в каждом регионе центров непрерывной подготовки педагогов и их аккредитации станет ещё одним направлением реализации приоритетного проекта в сфере образования.
- Эти центры должны быть доступны для любого педагога и директора школы, - заявила Министр.
Глава ведомства в качестве ключевых задач обозначила «цифровизацию» российских школ, которая будет обеспечиваться совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
- Мы планируем довести скоростной и бесплатный интернет до каждой школы, перевести школы на автоматизированные процессы «облачной» бухгалтерии и электронной отчётности и, конечно, поэтапно внедрить современные технологии в образовательный процесс наших детей, - сообщила О.Ю. Васильева.
Полномасштабная работа будет запущена и вне школы. Здесь среди основных направлений, глава ведомства перечислила создание во всех регионах центров по работе с одарёнными детьми на основе опыта работы Образовательного центра «Сириус» в Сочи, проект по профориентации школьников «Билет в будущее», повышение доступности дополнительного образования детей через создание мобильных станций.
- Одним из важных для нас направлений работы станет создание центров помощи родителям, детям и школам во всех регионах. Их работа будет направлена на раннюю коррекционную помощь, на помощь ребятишкам с особенностями здоровья и, безусловно, на работу со школами. Нам необходимо вернуть добрый социальный климат в школу. И у нас такая интересная историческая практика – школа-дом – есть. Если мы сможем сделать школу домом, то добьёмся тех результатов, на которые рассчитываем, - заявила Ольга Юрьевна.
Министр просвещения подчеркнула, что средства заложены и «на реализацию проектов по наставничеству, волонтёрству и профконкурсам для граждан по разным направлениям». Здесь ведомство «будет работать в тесном контакте с коллегами из общественных и некоммерческих организаций».
О.Ю. Васильева информировала, что функциями федерального проектного офиса реализации национального проекта в сфере образования наделён Фонд новых форм развития образования под руководством М.Н. Раковой. В субъектах Российской Федерации также появятся соответствующие проектные офисы.
- Каждый региональный министр будет отвечать за реализацию проекта в своём регионе и работу соответствующего проектного офиса, - заключила Министр.
Работа всероссийского совещания продлится также 6 июля.
Справочно
Реализация национального проекта в сфере образования направлена на достижения целей и задач развития образования до 2024 года, установленными Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. № 204.