«О педагогическом смысле Дня народного единства» Интервью министра образования Республики Саха (Якутия) Ф.В. Габышевой ко Дню народного единства
1. День народного единства – сравнительно новый праздник, имеющий глубокие исторические корни. Каково его педагогическое содержание? – этот вопрос мы задали министру образования республики Феодосии Васильевне Габышевой.
- С высоты столетий подвиги народа оцениваются через призму исторического сознания новых поколений. История и судьба России как педагогический результат, по моему убеждению, закладываются в душах юных россиян благодаря талантливым и мудрым учителям, педагогам с активной гражданской позицией, учебной литературе, общественным движениям и т.д. Хотя не только педагог, но и каждый родитель ребенку любого возраста может рассказывать на конкретных примерах из жизни своей семьи историю страны, которая созидалась разными народами, традициями и культурами. Также большую роль играют средства массовой информации – Интернет-ресурсы, телевидение, радио, печатные издания.
2. В условиях глобализации воспитание достойного гражданина – патриота Россиистановится исключительно важной задачей образования. Что нового происходит в этой сфере?
- Действительно так. Это направление требует новых идей, методов организации детской деятельности. Дополнительное образование детей независимо от места их жительства, социального статуса семей является проверенным и надежным средством для успешности каждого ребенка. Современным детям интересны занятия по самопознанию, общению, развитию творческих и физических способностей. Надо максимально использовать все имеющиеся ресурсы государственных и негосударственных структур, социальных институтов, учреждений культуры, спорта, науки, бизнеса и т.д.
Эта мысль еще раз акцентирована на IIВсероссийском съезде педагогов дополнительного образования детей, состоявшемся в конце октября в г.Ярославле. Делегаты обсудили ход реализации Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 г. и Стратегии развития воспитания до 2025 г.
29 октября 2015 г. подписан Указ Президента страны «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». С 2013 г. у нас действует Единое детское движение под эгидой Главы республики. Мы выстраиваем единую систему взаимодействия республиканских и муниципальных учреждений, координируемую Республиканским центром развития дополнительного образования и детского движения. Это тоже педагогический смысл Дня народного единства.
3. Недавно прошел ХIIIсъезд учителей и педагогической общественности. Было такое ощущение, что в дни съезда вся республика cтала дискуссионной площадкой: Каким вырастет сегодняшний школьник? Каково ему сегодня и что его ждет за порогом школы? Такая обеспокоенность отмечается и в других странах. Финские учёные, например, обеспокоены судьбой молодежи, выпавшей из образования и сферы занятости после окончания периода обязательного образования.
- Как говорили древние: какова молодежь, таково и будущее государства. Школа – общество в миниатюре, отражающее все его достижения и проблемы. Любой инцидент в детской среде не должен остаться вне внимания взрослых. В конфликты могут вылиться недопонимание в межличностных отношениях или еще какие-либо частные негативные моменты. Наша задача – не допустить их, установить доброжелательную атмосферу в детских коллективах, воспитать детей в духе взаимоуважения между людьми разных национальностей, культур и вероисповедания.
Сегодня, особенно в столице республики, есть нерешенные проблемы в выборе родителями школ и детсадов. Инфраструктура не поспевает за динамичным ростом населения города. Создание необходимых условий требует значительных финансовых вложений, наличия инновационных технологий в строительстве, помощи бизнес-сообщества, поддержки меценатов и благотворителей. Надеемся, что добрые традиции попечительства и меценатства не прервутся. В этом мы тоже видим педагогический смысл Дня народного единства.
Что касается жизненных путей выпускников, то у нас проводится мониторинг занятости каждого выпускника. В целях их поддержки, повышения статуса рабочих специальностей развиваем дуальное образование в школах и с профильным министерством ведем работу по расширению направлений подготовки специалистов на базе 9 класса. Набирает популярность получение высшего образования после среднего, многие отмечают плюсы образовательной траектории «в университет через колледж».
4. В этом году по всей стране идет внедрение сдачи норм ГТО. Какая работа проводится в нашей республике по этому направлению?
- Люди старшего и среднего поколения хорошо помнят, что не так-то просто было сдать эти нормативы. Требовались немалые физические усилия, постоянные занятия спортом, сила воли и твердый характер.
В этом девизе ключевой смысл несет и слово «труд», что очень важно. Воспитание – это, прежде всего, формирование человека-труженика, профессионала. Благополучный во всех отношениях человек приносит больше пользы стране. Эти вопросы мы обсудили на июньской Коллегии министерства. В начале нового учебного года Сеть агрошкол Таттинского улуса вышла с Обращением об усилении трудового воспитания в адрес органов местного самоуправления, школ, родителей. Созидательный труд - лучшая форма патриотического воспитания, когда дети видят его пользу для общества.
5. День народного единства совпадает с осенними каникулами. Ваши пожелания школьникам.
- Желаю всем с пользой провести каникулы. Родителям - найти время для совместного посещения библиотек, музеев, театров, чтобы дети побольше узнали о славной истории страны и республики.
Искренне поздравляю всех якутян с этим замечательным, поистине народным праздником - символом единения и гражданской ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
Источник: пресс-служба МО РС (Я)