Применение методов психологической практики при сопровождении участников образовательного процесса
15 февраля на базе МБОУ ЦПМСС с целью ознакомления и обучения педагогов-психологов с проективными методиками для применения в работе с участниками учебно-воспитательного процесса (родителями, педагогами и обучающимися) проведен практический семинар.
Поделилась своим многолетним опытом работы педагог-психолог высшей категории МОБУ СОШ № 31, Ноговицына Анна Михайловна, выступив с лекцией на тему «Комплексный подход: программа профилактики аутоагрессивного поведения детей и подростков», где она раскрыла и показала особенности сопровождения таких учащихся в общей воспитательной и социально-психологической работе школы. Особенно всем педагогам-психологам понравилась методика «Облако слов» - хороший инструментарий, помогающий в анализе актуальной ситуации. Также Анна Михайловна подробно ответила на многочисленные вопросы молодых педагогов-психологов по разработке такой программы и совместной комплексной работе со всеми участниками образовательного процесса школы.
Во второй части практического семинара опытные педагоги-психологи высшей категории провели практические мастер-классы и тренинги, обучив новым методам и приемам работы психолога с детьми и подростками по профилактике аутоагрессивного поведения. Работа была проведена в группах по принципу «вертушка», т.е. все психологи разделились на три группы и разошлись по разным кабинетам, затем по завершению занятия – менялись. В итоге за один семинар психологи участвовали в трех разных тренингах и мастер-классах, где обучились и пополнили свою методическую копилку новыми приемами и упражнениями.
Первое занятие проводила Луговая Лидия Альбертовна, педагог-психолог МОБУ «Якутская городская национальная гимназия». Лидия Альбертовна поделилась опытом по проведению тренинга для родителей «Антистрессовый календарь». Целью данного тренинга является профилактика стрессовых ситуаций и поиск эффективных способов совладания со стрессом. В ходе занятия участники обсудили, какие ситуации могут носить стрессогенный характер и составили антистрессовый календарь, иллюстрирующий различные способы совладания со стрессом.
Лахмостова Светлана Александровна, педагог-психолог МОБУ «Городская классическая гимназия», ознакомила психологов с тренингом для учащихся «Я и стресс». Целью тренинга является осознание не только негативных последствий стресса, но и возможностей, связанных с раскрытием ресурсов личности, переживающей стресс. Светлана Александровна провела для участников проективную методику «Я и стресс». Данная методика направлена на осознание трудностей, нахождение уже имеющихся ресурсов, выработку новых успешных стратегий управления стрессом. При проведении этой методики большое значение имеет степень искренности участников, желание изобразить свои мысли, чувства, образы.
Сакердонова Сардана Ивановна, педагог-психолог СОШ № 29, показала мастер-класс по проведению тренинга для родителей «Мой ребенок в образе растения». Целью тренинга является исследование особенностей восприятия родителем своего ребенка, неосознаваемых чувств и установок на воспитание. Упражнения тренинга являются эвристическими. В ходе занятия человек сам делает выводы, интерпретирует нарисованное. Через изображение ребенка в образе растения с большой долей вероятности можно судить о субъективных особенностях восприятия и воспитания ребенка. Упражнение вызывает у родителей большой интерес – возможность исследовать самого себя, своё поведение в отношении ребенка. Примечательно, что все продемонстрированные приемы можно использовать в работе со всеми участниками учебно-образовательного процесса.
Всего в семинаре приняли активное участие 52 педагога-психолога ОУ г. Якутска. В рефлексии и анкете обратной связи участники семинара отметили следующее: «Очень полезный, позитивный семинар. Методики доступные, проективные, интересные и детям, родителям, педагогам», «Очень хорошо организовано, на высоком профессиональном уровне», «Насыщенная программа: очень полезны методические рекомендации», «Обязательно применим в своей работе!».
МБОУ ЦПМСС благодарит всех ведущих и участников семинара за активное участие!