Интервью министра образования Республики Саха (Якутия) Ф.В. Габышевой «Образование - 2016: стремление к знаниям»
- Добрый день, Феодосия Васильевна! Наступил новый 2016 год, закончились новогодние каникулы, мы встретили светлый праздник Рождества Христова, начинается первая рабочая неделя января. Как прошли праздничные дни?
- Как всегда, очень насыщенно. Вместе с коллегами провели несколько рабочих совещаний в ряде улусов: Мегино-Кангаласском, Верхневилюйском, Кобяйском.
- Совсем недавно Вы дали интервью информационному агентству «Sakhalife», в котором рассказали о главных итогах 2015 года. Сегодня мы хотим, чтобы Вы рассказали о приоритетных направлениях развития системы образования Республики Саха (Якутия) в 2016 году. Чем он будет отличаться от 2015 года?
- Начну с главного. 2 января 2016 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования. Даны поручения о разработке комплекса мер, направленных на обновление содержания общего образования: создание открытого информационно-образовательного портала в сети «Интернет», обеспечение формирования национальной системы учительского роста, снижение административной нагрузки на образовательные организации, в том числе путем сокращения контрольно-надзорных мероприятий, ликвидация двухсменного обучения. Также будут строиться новые школы, будет обеспечено создание современных условий обучения и воспитания, обновление учебного оборудования, библиотек и иных средств. Изменится и содержание, и облик современной школы. Перечень поручений носит долгосрочный и комплексный характер и обязательно станет темой для отдельного обстоятельного разговора.
Образовательная инициатива Республики Саха (Якутия) 2030 «Образование, открытое в будущее», принятая XIII съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Образование и общество: интеграция во имя ребенка», ставит перед обществом задачу формирования образовательного пространства, доступного любому желающему, предполагающего формирование со-общества, где образование реализуется в сетевом взаимодействии, образование, «открытое в будущее», когда «весь мир становится образованием».
Также в мае 2015 года ЮНЕСКО одобрена Программа развития образования до 2030 года. Так или иначе, мы будем соотносить наши цели в развитии образования с целями, которые ставит перед мировым сообществом авторитетная международная организация.
- Мы видим, что сегодня идет активное развитие системы общего и дополнительного образования детей, коренные изменения произошли в дошкольном сегменте системы образования. Каким должно быть школьное образование сегодня?
- В глобальном мире школьное образование, как ключевой механизм, необходимый для достойной жизни, важно для всего общества. Главная цель обучения: образование через всю жизнь. Этот процесс требует коллективного обучения путем обсуждений и обмена мнениями одновременно со сверстниками и с учителями. Современное школьное образование непрерывно и устойчиво модернизирует свое содержание, развивает таланты и склонности детей.
- В связи расширением доступа к знаниям и появлением новых образовательных пространств за пределами класса, школы, может показаться, что роль учителя постепенно утрачивается. Так ли это?
Учитывая практически безграничные возможности информационно-коммуникационных технологий, учитель сегодня должен быть проводником, помогающим ученикам развиваться и двигаться вперед по расширяющему миру знаний. В новых условиях казалось, что профессия учителя обречена на постепенное исчезновение, в связи с тем, что цифровые технологии постепенно заменят учителя и приведут к широкому распространению знаний. К счастью, такие прогнозы пока не нашли подтверждения: существенное повышение эффективности работы учителя мы по-прежнему рассматриваем в качестве приоритетного направления развития образования.
В ближайшем будущем нам следует пересмотреть содержание и цели образования и подготовки учителей. Будущий учитель должен быть подготовлен к помощи в усвоении знаний, пониманию многообразия окружающего мира, обеспечению инклюзивного характера учебного процесса.
Мы должны поднять на качественно новый уровень статус классного руководителя, который формирует в классе уважительную и безопасную среду, поощряет самоуважение и самостоятельность учеников, использует широкий спектр педагогических и дидактических практик. Он обязан активно взаимодействовать с родителями и социумом, должен знать своих учеников и их семьи, уметь адаптировать методы обучения на основе индивидуального подхода.
Государство должно мотивировать учителя к тому, чтобы он продолжал свое обучение и профессиональное развитие. Кроме того, мы должны предложить учителям более привлекательные и стабильные условия жизни и работы, включая вознаграждение и перспективы карьерного роста.
Также приняты документы по присуждению в 2016 году Гранта Главы Республики Саха (Якутия) лучшим учителям, получившим общественное признание за высокие достижения, по 100 тысяч рублей. Впервые в 2016 году Гранта Главы Республики Саха (Якутия) будут удостоены педагоги дополнительного образования и воспитатели дошкольных образовательных организаций.
- XIII съезд учителей и педагогической общественности поставил перед системой образования амбициозную цель – к 2030 году создать условия для получения каждым юным гражданином республики индивидуального образования по своим возможностям и способностям.
- В целях ее реализации разработан проект постановления Правительства нашей республики на среднесрочную и дальнесрочную перспективу. Реализация плана требует межведомственного взаимодействия, а также усилий органов местного самоуправления. В плане - разработка нормативной правовой базы, научно-методического, материально-технического обеспечения, апробация моделей реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся. Основными моделями станут Образовательные комплексы и сетевое образование.
Что нужно сделать?
Необходимо начать совершенствование муниципальной сети образовательных организаций, рассмотреть возможность создания образовательных комплексов, которые могут быть востребованы как в крупных населенных пунктах, так и малочисленных. Для достижения цели необходимо создание образовательной системы, открытой во внешнюю среду, предусматривающей выход за рамки образовательной программы и занятий.
Модели образовательных комплексов могут представлять кооперацию образовательных организаций, как по вертикали, так и по горизонтали. Например, детский сад-школа, учреждение профессионального образования или объединение нескольких детских садов, объединение нескольких школ. В сельской местности это могут быть объединение детских садов, школ, библиотек, музеев, спортивных залов, музыкальных школ и др.
Для воспроизводства, развития кадрового потенциала необходимо предусмотреть в сети функционирование школы повышенного уровня с интернатом, с муниципальным заданием по отбору одаренных детей и осуществления образовательной программы с углубленным изучением, школ, реализующих предпрофессиональную подготовку.
- 2016 год в системе образования Республики Саха (Якутия) объявлен Годом дополнительного образования. Можно отметить, что Год дошкольного образования проведен эффективно: началась апробация ФГОС, ликвидирована очередность в дошкольные образовательные организации, развивается государственно-частное партнерство. Какие проблемы ждут своего решения в этом направлении?
Система дополнительного образования детей имеет свою славную многолетнюю историю. Поверьте, нам есть чем гордиться в этой важной сфере. Комплекты учебного оборудования, кабинеты начального технического моделирования, конструкторы и наборы по робототехнике позволили создать современную техносферу научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников.
В год дополнительного образования детей в каждом муниципальном районе Республики Саха (Якутия) необходимо разработать муниципальную Программу развития дополнительного образования детей, включающую укрепление материально-технической базы, развитие новых направлений дополнительного образования детей. Мы должны принять управленческие решения по увеличению охвата детей с 7 до 18 лет бесплатным дополнительным образованием детей с приоритетом научно-технического творчества детей.
В дальнейшем мы будем развивать систему дополнительного образования детей, инженерное образование, профессиональное обучение старшеклассников. Для этого у нас есть задел, накоплен опыт. В республике появятся технопарки, бизнес-парки, межшкольные центры дополнительного образования. Музеи, библиотеки, общественные проекты в сфере патриотического воспитания, движение волонтеров должны стать частью современной образовательной среды. Мы дадим новый импульс развитию детского движения в республике.
- «Образование-2016: стремление к знаниям» - так мы назвали наше интервью. В чем же особенность такого подхода?
- Мы вступаем в новый этап истории, характеризующийся стремительным развитием науки и технологий. Обучение в целях формирования стремления к знаниям как непреходящей ценности – это и работа с одаренными детьми, профориентация школьников, различные формы поддержки учителей, музейная педагогика, дистанционное образование. Всё, что формирует сегодня человека современности.
- Спасибо, Феодосия Васильевна, за интересное интервью. Предлагаю продолжить наш разговор через месяц.
- Спасибо!
МО РС (Я)