Конференция «Модель сетевой старшей школы»
Саха гимназия завершает третий год работы над моделью сетевой старшей школы. Два учебных года с 2014 по 2016 г.г. работали под руководством А.Б.Воронцова, к.п.н., ректора Открытого института развивающего образования. До этого у коллектива гимназии был небольшой опыт организации учебного процесса в старшей школе по индивидуальной образовательной программе, первые выпускники - 2012-2013 учебного года (классные руководители: Саввинова А.Ф., Аммосова И.С.). Из выпускников этого года окончили гимназию 13 человек с золотой медалью. Коллектив воодушевился первыми результатами, но понимал, что для развития нужны единомышленники и научно-методическое руководство и такое руководство, и партнерство нашли в сети, созданном А.Б.Воронцовым. В сеть входили 10 школ из разных регионов России.
Участие в Федеральном инновационном проекте ОИРО оказало огромную помощь в создании условия для развития обучающихся и педагогического коллектива. Произошло изменение позиции педагогов, администрации в построении старшей школы, а также сети между образовательными организациями. Состоялась определенная инновационная практика, содержанием которой стало превращение старшеклассника в субъекта образовательного процесса, заинтересованного в самоизменении и способного к нему: они самостоятельны, инициативны и ответственны в своем образовании. На сегодняшний день одна из задач старшей школы гимназии построить сеть между образовательными организациями в своей республике.
На днях в рамках городского форума работников образования г. Якутска «Профессиональный стандарт» учителя, работающие в старшей школе и старшеклассники гимназии провели конференцию «Модель сетевой старшей школы». На конференции приняли участие заместители директоров, курирующие профильное обучение, учителя-предметники, которые будут работать в профильных классах в 2017-2018 уч. году.
Конференцию открыла с презентацией о гимназии В.В. Софронеева, директор, к.п.н., Н.Ф. Попова, заместитель директора по научно-методической работе рассказала о системно-деятельностном подходе в организации образовательного процесса в старшей школе.
Далее участники конференции встретились со старшеклассниками на презентации их индивидуальных образовательных программ. Ребята 10-11 классов очень доходчиво рассказали о своей образовательной деятельности. Ознакомили со структурой индивидуальных образовательных программ, показали индивидуальные учебные планы, понятийные карты по отдельным предметам, рассказали о социальной практике, выпускных работах, образовательных сессиях. За два года приняли в 2-х выездных сессиях – на Эльбрусе, в Томске. В мае этого года группа из 24 обучающихся не только старшеклассников, но и основной школы выезжают на образовательную сессию-экспедицию «Эльбрус» (рук.А.Б.Воронцов). Выпускники этого учебного года поделились со своей позицией по пониманию образовательного запроса, что он может быть не только для профессионального развития, но и для души. И подтвердили свою позицию персональными творческими выставками. Гостей приятно удивило, что десятиклассники и выпускники планируют собственное образование, знают куда хотят поступать, какие баллы им необходимы для поступления в те или иные учебные заведения, даже какие могут быть финансовые затраты. Обучаются самостоятельно по индивидуальному учебному плану. С большим удовольствием они познакомились с авторами персональных выставок старшеклассников.
Учителя гимназии поделились с опытом работы в Сетевой старшей школе(ССШ) по следующим темам:
- "Роль классного руководителя в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП) старшеклассника" - Необутова Н.Н., учитель русского языка и литературы, классный руководитель 10 б класса;
- "Индивидуальный учебный план (ИУП) старшеклассника по английскому языку как основа формирующего оценивания" - Сыромятникова А.В., учитель английского языка;
- "Организация работы старшеклассников по ИУП по русскому языку" - Павлова М.Н., учитель русского языка и литературы;
- "Модульно-рейтинговая система как основа индивидуализации старшеклассника" - Попова В.К., учитель истории и обществознания;
- "Индивидуальная образовательная программа как условие подготовки к профессиональному выбору" - Куличкина Е.С., учитель физики, классный руководитель выпускников 2016 года;
- "Индивидуальный учебный план как условие подготовки к ЕГЭ по математике" – Елизарова А.В., учитель математики;
- "Учебная самостоятельность как условие развития УУД старшеклассника" – Татаринова А.В., учитель биологии, классный руководитель выпускников 2016 года, руководитель творческой группы учителей старшей школы.
Ознакомившись с опытом работы коллектива учителей и старшеклассников было задано много вопросов, обсудили проблемы на пути построения сетевой старшей школы и возможные пути их решения…
Обобщая проделанную работу, хотелось бы привести несколько выдержек из рефлексии участников конференции:
- Думаю, вы на правильном пути и уже добились определенных результатов. Уже видим будущее нашего образования в вашем лице. Понравились дети, учителя. На все вопросы мне ответили дети.
- Получили много ответов на возникающие вопросы по реализации ИУП обучающихся в старшей школе. И, конечно же, возникли новые вопросы. Удачи!
- Спасибо за представленный опыт, очень интересно, хотя не все понятно, т.к. нужно более глубоко погрузиться в эту тему, прожить ее, пропустить через себя. Главное дети это принимают, а это видно из презентации своих ИОП, и понимают!
Коллектив Саха гимназии сообщает, что планирует строить Сетевую старшую школу в 2017-2018 учебном году. Образовательным организациям г. .Якутска, желающим работать в сети, предлагаем сотрудничество.
Ноев С.О., тьютор ССШ,
Попова Н.Ф., зам.директора по НМР.