Деловая игра на тему «Профессиональное самоопределение, компетенции выпускника школы в XXI веке» в формате хакатон прошла на базе ФТЛ им. В.П. Ларионова
У любого формата мероприятий есть некоторое количество ценностей, которое оно может принести. У образовательного «Хакатона» – это повысить осознанность профессионального самоопределения школьников в условиях трендов социально-экономического развития России и Республики Саха (Якутия), прочувствовать командами ключевые компетенции XXI века, разработать и предложить новые форматы и формы профориентационной работы. Основная цель деловой игры - взаимодействие учеников, родителей и учителей для выработки единого понимания профессионального самоопределения (компетенций) выпускников школ в условиях новой (Smart) экономики XXI века и определения единых трендов в мире профессий.
14 января 2017 года была проведена первая игра на профессиональное самоопределение в формате «Хакатон» среди учеников, учителей и родителей ФТЛ им. В.П. Ларионова. Результатом игры стала разработка концепции профориентационной работы в ФТЛ им. В.П. Ларионова, выстраивание новых форм сотрудничества с РЦДОД МО Республики Саха (Якутия) (директор Петрова Мария Петровна), участие в профильных олимпиадах и конкурсах, включая junior skills, учителя ФТЛ им. В.П. Ларионова заинтересованы пройти обучение в качестве экспертов junior skills и готовить ребят к региональным и национальным чемпионатам и ЦПМСС (директор Колодкина Любовь Юрьевна), психологическая помощь при выборе будущей профессии, диагностика способностей, склонностей, личностных качеств обучающихся с 5 по 11 класс.
8 апреля площадка деловой игры уже собрала участников из 4 школ города Якутска: МОБУ «Физико-технический лицей им. В.П. Ларионова», МОБУ «Городская классическая гимназия», МОБУ «Якутский городской лицей» и МОБУ СОШ № 17. Было сформировано 5 команд по 10 участников. Обязательным условием является состав команд: ученики разных классов, с 6 по 11, учителей и родителей. Команды были сформированы таким образом, чтобы в одной команде были ученики, учителя и родители из разных школ.
Перед командами была проведена процедура warm up, установочная сессия в формате интерактивного диалога. Были показаны примеры трендов в мире, в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия). Сделан вывод, что основой Smart-общества является интеллектуальный (человеческий) капитал, показаны образы креатосферы. Команды попросили сформулировать ключевые компетенции XXI века, после небольшого брейншторминга показана формула успеха выпускника (специалиста): PQ + IQ + EQ + SQ +DQ - Здоровье + знания + психологические качества + командный дух + информационные навыки. Командам было выдано задание: определить тренды в мире профессий (кластеры профессий), определить ключевые компетенции для этих профессий, опираясь на модель «4 К» (коммуникации, командная работа, креативность и критическое мышление) и предложить профориентационные мероприятия.
Компетентное жюри в составе Томской Татьяны Викторовны, руководителя якутского кадрового агентства «Статус», Алексеева Виталия Владиславовича, кандидата экономических наук, преподавателя программы магистратуры «Управление человеческими ресурсами», заведующего кафедрой инновационного менеджмента ВШИМ, Соколовой Ирины Павловны, заместителя директора по ВР МОБУ ЯГЛ, Владимирцевой Юлии, ученицы 11а класса, председателя Совета старшеклассников, Парникова Игоря, ученика 11а класса, заместителя председателя Совета старшеклассников ФТЛ, оценивало результаты каждой команды на актуальность, новизну, а главное на жизнеспособность практического внедрения в условиях действующей системы образования.
Жюри было очень трудно сделать выбор, прозвучало много отличных идей от создания программы по профилактике «утечки мозгов из республики» до повышения качества жизни и условий труда оленеводов.
Команды предложили для повышения профессионального самоопределения создать мобильное предложение по профориентационной работе, создать локальные на базе школьных сайтов ресурсы по аккумулированию информации по новым профессиям, единый ресурс на сайте yaguo.ru по профориентации, проводить тематические квесты по профориентации, ввести обязательным уроком один раз в неделю, начиная с 6-7 класса, урок по профориентации, стратегию Республики Саха (Якутия) 2030 с целевым видением до 2050 сделать в виде инфографики и «перевести» на доступный язык школьников и еще много идей.
Все команды получили дипломы по номинациям: «Smart guide» (команда «Содружество»), «Виртуозное решение» (команда «Yakut future generation», "Smart handguide" (команда «Спутник»), "Smart guide in the future" (New horizon»), "Виртуозы инфографики" (команда «Солнышко»).
По сумме баллов всех опередила команда «Содружество» (с предложением создания «Городок профессий в Якутске», профильные смены профориентационного лагеря), на втором месте - команда «Спутник» (с идей создания программного предложения по профориентации «Профориентационная лаборатория»), на третьем месте - команда «Yakut future generation» (с проектом профилактики утечки мозгов из республики и выстраивания дипломатических коммуникаций), на четвертом месте команда «Солнышко» (проект по развитию Арктики и повышению качества жизни оленеводов и развитию ключевых компетенций выпускников в школах) и команда «New horizon» (проект по созданию новых топ-профессий в нашей республике и комплекс профориентационных мероприятий).
Жюри и участники команд выразили благодарность ФТЛ им. В.П. Ларионова за проведение деловой игры. Деловая игра позволила по-новому взглянуть на мир профессий, на триаду профориентации «Хочу»-«Могу»-«Надо», почитать всем вместе документы «взрослых» Стратегию развития Республики Саха (Якутия) 2030 с целевым видением 2050, «Новые технологические инициативы Российской Федерации», перспективы развития Арктики и Дальнего Востока Российской Федерации.
Деловая игра «Профессиональное самоопределение, компетенции выпускника школы в XXI веке» в формате хакатон проведена по инициативе заведующей кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ СВФУ им. М.К. Аммосова, кандидата экономических наук Михайловой Анны Викторовны. Михайлова Анна - автор сценария и положения деловой игры, модератор, коуч команд, наставник и медиатор.
Как отмечает директор лицея Соловьева Александра Максимовна, «в большинстве школ профориентационная работа сводится к групповой диагностике интересов и склонностей учащихся, на основании которой каждому предоставляется перечень соответствующих профессий, а формат деловой игры, проведенный для школ города Якутска на базе ФТЛ им. В.П. Ларионова по формированию профессионального самоопределения позволяет осознанно, мотивировано готовить учащихся к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья, а главное, опираясь на тренды и потребности рынка труда в Республике Саха (Якутия)».
Информация предоставлена
МОБУ "Физико-технический лицей им. В.П. Ларионова"