Городской семинар «Синергетика в образовании»
15 февраля 2017 г. в МОБУ СОШ №15 прошел второй в этом году, постоянно действующий городской семинар «Синергетика в образовании».
Известно, что синергетический подход, раскрывающий закономерности развития биосоциальных систем, сегодня получает широкое распространение в российском образовании. К основным направлениям применения синергетических знаний в педагогике можно отнести и использование синергетических закономерностей при конструировании различных педагогических систем (управленческих, дидактических, воспитательных, методических и т. д.).
Так, постоянно действующий городской семинар «Синергетика в образовании», который из года в год плодотворно идет по пути исследования методологии современных педагогических изысканий, в этот раз задался целью показать теоретические знания основ синергетики на практике – учителя школы №15 г. Якутска подготовили и провели открытые мероприятия с применением синергетического подхода. Научным куратором экспериментальной работы семинара неизменно является Тамара Ильинична Степанова, доктор педагогических наук, профессор кафедры ФТИ СВФУ им. М.К. Аммосова.
Из года в год учителя нашей школы и научный руководитель Степанова Т.И. совместно, изучая и исследуя психологию современного ученика, методы его обучения и воспитания, учитывая сегодняшние требования ФГОС, разработали и не перестают совершенствовать модель учащегося школы №15 в период обучения с 1-го и по 11-ый класс.
Синергетическое мышление ученика, представляющее собой нелинейное, творческое отношение к миру, открытие возможности сделать себя творимым (отношение к эволюции как к игре, в которой ничего не предопределено, кроме самых общих правил игры), проявить гибкость, открытость, многозначность восприятия мира; заложено в целях и задачах (как личностных, так и предметных, метапредметных) выстроенной и реализуемой модели ученика. Проведенные в ключе семинара 15 февраля открытые мероприятия являются только малой долей того, каким образом можно воспитывать и реализовывать потенциал современного ученика по следующим предметам:
- Математика:
Учитель высшей категории Сергеева А.А. (деловая игра для 11 класса на тему «Обобщение решения задач на наилучший выбор»),
Молодой учитель Нестерева Н.М. (урок для 1 класса на тему «Состав числа 10»);
- Химия:
Учитель высшей категории Максимова С.Я. (урок для 8 класса на тему «Кислород. Водород. Воздух»)
- Биология:
Учитель высшей категории Себродольская Т.В. (урок для 5 класса на тему «Знание растений в природе и жизни человека»).
- Окружающий мир:
Учитель высшей категории Савинова Т.Н. (урок-путешествие для 2 класса на тему «Если хочешь быть здоров!»),
Учитель I категории Полятинская В.Г. (урок для 4 класса на тему «Как живет луг?»),
- Физика:
Молодой учитель, магистрант II курса ФТИ СВФУ им. М.К. Аммосова Касьянова Т.М. (урок-исследование для 7 класса на тему «Сила трения»).
- Интеграция физической культуры и истории:
Учитель I категории Бизин А.А. и молодой педагог Яковлев М.С. (внеклассное мероприятие для 9 класса на тему «Исторический биатлон как средство формирования нелинейного мышления»),
- Литература:
Учитель I категории Парникова А.И. (урок внеклассного чтения для 7 класса на тему «Жизнь — это ценность… (по повести В. Габышевой «Карина. 12 дней в тайге»),
Молодой учитель, аспирант II года обучения кафедры МПРиЛ ФЛФ СВФУ им. М.К. Аммосова Голомарева Ю.Ю. (урок внеклассного чтения для 8 класса на тему «Детектив – мир загадок и тайн… (по рассказам А.К. Дойля из сборника «Приключения Шерлока Холмса»).
|
- Немецкий язык:
Учитель высшей категории Бутакова Т.А. (деловая игра для 9 класса на тему «Die Berufswelt und ich» (в пер. с нем. – мир профессий и я).
- Психология:
Педагог-психолог высшей категории, магистрант II курса ИП СВФУ им. М.К. Аммосова Тарская К.Е. (тренинговое занятие для учениц 5-го класса на тему «Девочки становятся девушками»).
Гостей приветствовала кандидат педагогических наук, Отличник народного образования РФ, Заслуженный работник образования РС (Я), заместитель директора по УВР, учитель физики и астрономии школы №15 Светлана Юрьевна Горбатюк, которая в своем актовом выступлении еще раз остановилась на основных принципах синергетического подхода и на необходимости его внедрения в образовательный процесс.
Участниками семинара «Синергетика в образовании» стали учителя городских школ, а также приглашенные ведущие преподаватели СВФУ им. М.К. Аммосова: Светлана Юрьевна Залуцкая, к.п.н., профессор, заместитель декана ФЛФ по научной работе, Надежда Ильинична Никонова, к.п.н., старший преподаватель кафедры МПРиЛ.
Гости отметили высокий, инновационный, и, главное, практически значимый уровень проведенных мероприятий и договорились о дальнейшем сотрудничестве. По мнению Светланы Залуцкой, необходима единая парадигма совместной деятельности по качественному развитию, с применением синергетического подхода в воспитании и обучении, в том числе, преемственного поколения периода «школа-университет». «Это несомненно будет полезно для всестороннего развития и совершенствования современного выпускника школы – студента – будущего специалиста, полноценного члена здорового, грамотного и развивающегося общества», – считает профессор филологического факультета.
В заключении, от имени коллектива школы №15 хотелось бы пожелать всем участникам и гостям семинара «Синергетика в образовании» плодотворной научно-исследовательской работы, творческого потенциала и силы на оптимистический способ овладения, говоря языком синергетики, нелинейной ситуации, помните: развивается только открытая система!
Голомарева Ю.Ю., учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №15
Использован материал сайта школы.