Экологические Дебаты в Академии наук РС(Я)
15 февраля 2017 года состоялось первое мероприятие, посвященное Году экологии в РФ.
Учитель МОБУ "Физико-технический лицей им. академика В.П. Ларионова", Почетный работник общего образования РФ, отличник образования РС(Я) Ирина ПЕТРОВА при поддержке научно-образовательного центра Академии наук РС(Я) провела показательную деловую игру «Дебаты». Целью программы «Дебаты» является вовлечение учащихся в обсуждение проблем и планирование решений, а не просто в дискуссии, анализировать проблемы с разных точек зрения, предполагать возможные пути (стратегии) решения проблем.
Двум командам из лицея было дано задание обсудить, актуальную в наше время тему: «В ЦЕЛЯХ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СЛЕДУЕТ ОГРАНИЧИТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Команды продемонстрировали свои практические навыки в трех типах выступлений: конструктивный, опровергающий и заключительный.
Справка:
В правилах дебатов классифицируют три типа выступлений (речи спикера) :
- Конструктивная речь: В этих речах представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих двух речах должны быть представлены все аргументы.
- Опровергающая (развивающая) речь: В этих речах вы опровергаете аргументы и восстанавливаете свою систему аргументов после «атаки» оппонентов. Здесь важную роль играют детали, важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью доказательств и рассуждений.
- Заключительная речь (подведение итогов): В этих речах должно быть обращено внимание на основные противоречия позиций. Эти речи как бы подводят итоги дебатам. Для этого У3 и О3 должны представить себе, что они как бы рассказывают своим друзьям о том, как проходили дебаты и в чем их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов.
В качестве наблюдателей на игре присутствовали: и.о. ректора МАН РС(Я) Василий ПАВЛОВ, директор ФТЛ им. В.П. Ларионова Александра СОЛОВЬЕВА учителя и ученики Саха гимназии, НПСОШ №2, СОШ №10 города Якутска, республиканской спецшколы, также поддержать своих детей пришли их родители.
Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умение критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. «Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование. Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.
Участники и организаторы деловой игры отмечают, что мероприятие является эффективным инструментом для развивающей работы педагога со школьниками и студентами. Более того для самих участников дебатов – это очень яркое событие, которое не оставляет их равнодушными.
По итогам мероприятия и.о. ректора МАН РС(Я) Василий ПАВЛОВ предложил: "В будущем дебаты можно провести в форме конференции у нас, в стенах Малой академии наук".