Расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС)

Это ряд связанных расстройств развития человека, начинающихся в детстве и сохраняющихся в течении всей взрослой жизни.
Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. 
Большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того, чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которых развивается ребенок.
Установлено, что в возникновении аутизма играет роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности. 
Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитии е и поведение ребенка. Аутизм не возникает в следствии небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку!
РАС имеет сходные черты со многими нарушениями и особенностями развития, такими как, нарушение слуха, нарушение зрения, задержка психического развития, умственная отсталость, сенсоматорная алалия, нарушение сенсорной интеграции, последствия плохого обращения  с ребенком и. т. Д
Для точного определения наличия РАС необходима тщательная и длительная диагностика, проводимая командой специалистов (дефектолог, логопед, психолог, логопед и др.) при сотрудничестве с детским неврологом и психиатром.
Чем раньше начинается оказание междисциплинарной помощи ребенку, тем более заметные улучшения наблюдаются в его дальнейшем развитии.
 
«Красные» флажки аутизма:
Если вы отмечаете указанные симптомы  у вашего ребенка, обратитесь к специалисту для диагностики аутизма.
Утерял какие – либо социальные или коммуникативные навыки;
Не лепечет к 12 месяцем или не произносит слов к 16 месяцам;
Не имеет речи ( от двух связных слов) к 24 месяцам;
Не реагирует или редко реагирует на имя;
Не смотрит вам в глаза;
Не использует указательный жест (или другие жесты) к 12 месяцам;
Не улыбается или редко улыбается другим людям;
Часто ведет себя так, как будто не слышит обращенной речи;
От аутизма пока не существует лекарств.
Однако, есть эффективные развивающие и обучающие подходы помощи таким людям.
 
Симптомы и признаки РАС
Если вы отмечаете ряд указанных симптомов у вашего ребенка и у вас возникло подозрение на наличие аутизма, необходимо обратится к специалисту для проведения более углубленной диагностики.
Возможно, что даже при отсутствии аутизма у ребенка могут быть другие проблемы развития, и он может нуждаться в помощи.
 
Нарушения в сфере коммуникации:
Избегает контакта « глаза в глаза»;
Дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться;
Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии);
Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь;
Часто дети позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова;
Используют «управляемую руку» взрослого (подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят, чтобы взрослые что то сделали);
 
Нарушения в сфере социального взаимодействия
Часто бывает сложно привлечь внимание ребенка к игрушкам или книгам;
Может не проявлять интерес к играм других детей, основанным на взаимодействии с другими людьми и даже упорно отказываться от участия в общих играх;
Ребенок не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми;
Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда то или вернулись домой;
Может расстраиваться когда взрослый  пытается  включаться в его игры поддерживать их;
Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того, чтобы позвать маму;
Не реагирует на свое имя;
Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям;
Не улыбается в ответ на улыбку;
Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, словно он настроен на «свою волну».
 
Нарушения в поведении:
У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться;
Может не проявлять интереса к игрушкам, а наоборот разглядывать и восхищаться обычными предметами;
Расстановка игрушек в ряд – создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается;
Бесконечно может щелкать выключателем, зажигая и гася свет;
Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой то частью игрушки (например без конца крутить колесо от машинки);
Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед глазами;
Может упорно пытаться есть несъедобные предметы;
Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси, а также многократно размахивать руками;
Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем  больше не заниматься;
 
Особенности восприятия – обостренная чувствительность:
Может не переносить прикосновения к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос;
Очень чувствительны и с трудом переносят некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и прочее, которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности;
Ребенок может не переносить прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью);
Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном торте или шариков;
Может иногда казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители;
Может оказаться от ремней безопасности в детском кресле машины;
Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии;
Может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке (чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой);
Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определенных вещей;
 
Нарушения в моторике:
Нарушение оценки расстояния до предмета также м ожжет приводить к моторной неловкости;
Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом, а также возможность кататься на велосипеде;
Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть;
Часто ребенок не может захватить руками мелкие объекты;
Может наблюдаться повышенное слюнотечение из – за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти;
Хождение на цыпочках;
 
Причинение вреда самому себе:
В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред;
Нарушение чувства опасности: 
Ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности и в одной и той же ситуации, несмотря на полученный прежде негативный опыт;
Многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны;
 
 
Подготовила учитель – дефектолог ТПМПК № 1
 
Гордеева А.А.     

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.