Площадка профориентационного опыта: психолого-педагогические классы и подготовка педагогических кадров
В рамках Февральского совещания работников образования городского округа «город Якутск» «Развитие столичного образования в едином федеральном пространстве» работала «Площадка профориентационного опыта: психолого-педагогические классы и подготовка педагогических кадров».
В работе площадки приняло участие представители СВФУ им. М.К. Аммосова, Управления образования, директора школ, заместители директора, учителя, педагоги-психологи, педагоги-библиотекари, педагоги- организаторы. Всего 46 участников.
Опыт работы представили городские школы, в которых были открыты в разные года психолого-педагогические классы и группы.
Психолого-педагогические классы – один из важнейших инструментов кадровой политики Министерства просвещения РФ. Целью этого проекта является формирование у обучающихся целенаправленной профессионально-педагогической ориентации, устойчивого интереса к педагогической деятельности, позволяют школьникам получить чёткое представление о специфике деятельности педагога.
Мария Владимировна Ли-цай, заместитель начальника Управления образования города Якутск приветствовала участников площадки, пожелала хорошей и плодотворной работы, подчеркнув важность открытия ППК для обучающихся, которые видят свою будущую профессию в сфере «Человек – человек» и мечтают стать психологом, учителем, педагогом, социальным педагогом, педагогом-организатором, педагогом дополнительного образования, логопедом, дефектологом, тренером, воспитателем, журналистом, библиотекарем...
Неустроева Анна Николаевна, заведующая кафедрой «Начальное образование» Пединститута СВФУ им. М.К. Аммосова и Евдокарова Туяра Валерьевна старший преподаватель кафедры "Социальная педагогика" СВФУ им. М.К. Аммосова выступили с темой «Профильная психолого- педагогическая группа как ресурс формирования педагогической одаренности школьников».
На базе педагогического института СВФУ имени М.К. Аммосова функционирует виртуальный педагогический класс. Основным направлением которого является формирование и развитие личностных качеств будущего педагога, положительное отношение к педагогической деятельности, осознанное профессиональное самоопределение. Процесс непрерывного профессионального роста и становления будущего педагога необходимо начать со школьной скамьи, когда старшеклассникам дается возможность «примерять» на себе профессию педагога. Создание в образовательной среде вуза Виртуального педагогического класса для старшеклассников с 8 по 11 классы позволит целенаправленно и осознанно подготовится к поступлению в учебные заведения и выбору будущей профессии. За период работы заключены соглашения о сотрудничестве со школами Сунтарского, Нюрбинского, Мирнинского, Горного, Хангаласского, Намского, Кобяйского и Верхневилюйского улусов и СОШ №10, СОШ №23, СОШ №31 г. Якутска, также старшеклассники из разных улусов (Усть - Алданский, Амгинский, Таттинский).
Программа обучения, реализуемая в педагогическом классе направлена на углубленное изучение базовых основ психолого-педагогических дисциплин, которая в конечном счете доводит к конкретизации профилей или выбору будущей профессии. Следующим направлением является сопровождение старшеклассников в научно-исследовательской работе, это подготовка и участие в научно-практических конференциях разного уровня, конкурсах, олимпиадах.
Иванова Вера Петровна, заместитель директора МОБУ СОШ №20 имени Героя Советского Союза Ф.К. Попова, поделилась с темой «Профильная психолого –педагогическая группа как ресурс формирования педагогической одаренности школьников». В этом учебном году в школе №20 имени Героя Советского Союза Ф.К. Попова в рамках проекта «Педагогические классы РФ» на базе гуманитарного 10б класса открылась психолого-педагогическая группа (ППГ). Цель открытия группы - создание условий для выявления и развития педагогических способностей школьников. Обучение в ППГ способствует развитию организаторских, коммуникативных, креативных, педагогических способностей. Профилирование обучения организовано за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности, обеспечения деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования элементов современных педагогических технологий. Обучающиеся ППГ принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, педагогическом диктанте. Так, Кривогорницын Никита занял 2 место в республиканском конкурсе «Я - будущий педагог».
Наставниками будущих педагогов являются Постникова Н.П., классный руководитель, учитель английского языка, Стручкова Н.С., учитель русского языка и литературы, Хамарова Т.М., учитель биологии, Егорова А.И., учитель начальных классов, Сивцева Н.А., старшая вожатая. Школа взаимодействует с Якутским педагогическим колледжем им. С.Ф. Гоголева, в перспективе планирует сотрудничество с Педагогическим институтом СВФУ. Ежегодно 3-5 выпускников школы выбирают педагогические специальности и поступают в педагогические колледжи, в СВФУ.
Пинигина Антонина Алексеевна, заместитель директора МАОУ СОШ №23 имени В.И. Малышкина, представила сетевую модель организации педагогического класса. Данная модель нацелена на создание образовательной среды, способствующей осознанному выбору профессии педагога обучающимися школы 23. Антонина Алексеевна рассказала о целях, задачах, направлениях работы участников сетевого взаимодействия, которыми являются Детский подростковый центр, Педагогический институт СВФУ им. М.К.Аммосова. Участники площадки были также ознакомлены с образовательной программой педагогического класса, которая будет реализована на базе 3- х образовательных организаций. Антонина Пинигина продемонстрировала презентационный материал, который вызвал большой интерес, где показала анализ cитуации с 1999 по 2009гг, слабые и сильные стороны и направления работы сетевой модели. Обучающиеся педкласса принимают активное участие в различных мероприятиях.
Шилова Надежда Александровна, директор МОБУ СОШ№10 им. Д.Г. Новопашина, подчеркнула, что актуальность ранней профориентации на педагогические профессии связана с повышением престижа педагогической профессии среди молодежи.
В данное время многие студенты педагогических колледжей и вузов не планируют связывать свою будущую профессиональную деятельность с образованием. Этот факт определяется тем, что часть абитуриентов слабо представляют деятельность педагога и становятся случайными студентами в данной сфере профессионального образования. В этой связи особенно важным этапом подготовки педагогических кадров является профориентационная работа в школе, выявление и развитие школьников, имеющих склонности к педагогической деятельности. В рамках учебной деятельности основная цель - формирование и развитие представлений о педагогических профессиях и профессионально важных качествах, знакомство с предметами «Педагогика» и «Психология», с направлениями практической направленности – Волонтерство и Вожатское движение. В соответствии с задачами каждого этапа в школе №10 разработаны мероприятия по основным направлениям: учебная деятельность, внеурочная, воспитательная, психолого-педагогическое сопровождение, социально-значимая деятельность и сетевое взаимодействие которые направлены на формирование устойчивого интереса и осознанного выбора профессии педагога, развитие основных умений и навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Куличкина Маргарита Николаевна, директор МОБУ СОШ№6, акцентировала внимание участников площадки на организации психоло-педагогического класса(группы) для школ, которые планируют открыть в следующем учебном году на своих базах психолого-педагогические классы(группы), рассказав об опыте работы школы по организации социально –педагогического класса.
Обратила внимание на особенности партнёрства с ВУЗ, СПО нашей Республики для открытия и оформления НПА. МОБУ СОШ№6 является базовой плащадкой Самарского филиала МГПУ. Раскрыла формы взаимодействия с социально-педагогической группой. В конце выступления представила итоги поступления выпускников за два последних года и озвучила поставленные цели перед школой. Участникам площадки был показан ролик, снятый детьми об учебе в ППК.
Саргыдаева Саргылана Анатольевна, заместитель директора по УВР МОБУ СОШ№ 31, рассказала о реализации образовательной программы в педагогическом классе.
Первый набор в университетский педагогический класс состоялся в сентябре 2017 года. И с этого времени педагогический класс заявил о себе не только в городе, но и в республике. Выпускники педагогических классов являются победителями и призерами разного уровня олимпиад, научно – практических конференций, конкурсов по педагогике и психологии. За время функционирования педагогического класса учителями и педагогами МОБУ СОШ 31 были разработаны рабочие программы элективных курсов и внеурочной деятельности, реализованы разные образовательные проекты.
Слушатели площадки поблагодарили выступающих за их бесценный опыт. После выступлений несколько школ изъявили желание открыть у себя психолого- педагогические классы.
Отдел мониторинга и развития образования