Обучение якутского языка

 

 

                Обучение на родном языке является важным аспектом в образовании и развитии каждого ребенка. Оно способствует сохранению и развитию культуры, идентичности и языка народа.

                Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает право на изучение родного (нерусского) языка в образовательной организации. Родной (нерусский) язык из числа языков народов Российской Федерации может использоваться на уровнях дошкольного, начального общего и основного общего образования. Реализация данного права, в соответствии с законом, обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. В статье 14 «Язык образования» в пункте 6 говорит о том, что «… Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования».

В 33 (63,5%) из 52 муниципальных общеобразовательных организаций городского округа «город Якутск» укомплектованы классы с родным (якутским) языком обучения.

                 Анализ данных показывает, что за последние 2 года наблюдается увеличение количества классов с родным языком обучения: 2021-2022 уч.г. - 19,8% от общего количества классов; 2022-2023 уч.г. - 20% от общего количества классов соответственно. 

учебный год

Всего

всего обуч-ся

Кл.-компл. родным (якутским) языком обучения

всего обуч-ся в них

Кл.-комп. с русским языком обучения

всего обуч-ся в них

Из них

 кл-комп

кл.комп. с преподаванием родного (якутского) языка как предмет (як.яз и як лит, все остальные предметы на русском яз)

всего обуч-ся в них

2019-2020

1701

47231

370

10544

1331

36687

120

3815

2020-2021

1733

48478

359

10445

1374

38033

152

4195

2021-2022

1810

50625

359

10408

1451

40217

195

5297

2022-2023

1849

52698

370

10752

1479

41946

194

5477

 

              В городе Якутске в 7 школах успешно реализуются образовательные программы обучения на родном (якутском) языке: Якутская городская национальная гимназия, национальная гимназии «Айыы кыьата», Саха гимназия, Саха политехнический лицей, Национальная политехническая средняя школа №2, СОШ №38, Хатасская средняя школа. Это является характерной чертой в реализации образовательной и языковой политики не только города, но и республики.

             На начало прошлого 2022-2023 учебного года в школах города для приема детей в первые классы всего было открыто 188 класс-комплектов на 5803 места. Из них с русским языком обучения - 154 класса, с изучением якутского языка как самостоятельный предмет - 25 классов, с родным (якутским) языком обучения - 32 класса.

             По данным учебного года итого родной (якутский) язык изучают 16 229 обучающихся, что составляет 31% от общего количества учащихся. Надо отметить, что последние годы увеличивается количество детей изучающих родной (якутский) язык.

             На следующий 2023-2024 учебный год в школах города планируется к открытию первых классов в количестве 190 класс-комплектов для 6 тыс. первоклассников, из которых на данное время, по информации образовательных учреждений, будет сформировано 38 комплект-класса (на 1 198 обучающихся) с родным (якутским) языком обучения и 23 комплект-классов (на 648 обучающихся) с изучением родного (якутского) языка как самостоятельный предмет.

Все общеобразовательные учреждения оснащены учебниками. В целом динамика по классам и обучающимся по родному (якутскому) языку обучения и преподавания формируется по заявлениям родителей (законных представителей).

В МОБУ СОШ №3 Учебный план и календарный учебный график МОБУ «СОШ№3» ГО «город Якутск» составлены на основе нормативных документов:

1.         СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.

2.         СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.

3.         Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115.

           Учебный план школы и календарный учебный график составляется и утверждается директором на весь учебный год, на основе рассмотрения и согласования с педагогическим коллективом.

           На основании этих документов в 2022-2023 учебном году обучение в МОБУ «СОШ№3» ведется на русском языке. При этом на основании заявления родителей (законных представителей) действуют классы с изучением родного языка. Количество классов с изучением родного языка не уменьшилось.

           Продолжительность учебного года в 1 классе — 33 недели, в дальнейшем при получении начального общего образования во 2-4 классах составляло 34 недели, в 5,9,11 – 34 учебных недели, 6,7,8,10 – 35 ученых недель.

           На основании п.3 утвержденного Календарного графика (Режим работы образовательной организации): Режим работы в МОБУ СОШ №3 в начальной школе определен с учетом проведения занятий в две смены. Ученики первых классов обучаются только в первую смену.

           На основании СП 2.4.3648-20 п.3.4.16, режим обучения в 1-ом классе: в сентябре –октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре- декабре по 4 урока по 35 минут каждый, в январе- мае – по 4 урока по 40 мин каждый, в середине учебного дня организуется динамическая пауза не менее 40 мин. В 2-11 классах продолжительность урока – 40 минут. Перемены  в 1-11 классах от 10 до 20 минут.

           В МОБУ СОШ №13 ГО «город Якутск» с 2012-2013 учебного года по инициативе администрации школы открывался класс с якутским языком обучения. Для набора в 1 класс с якутским языком обучения осенью было собрано 24 заявления от родителей. Фактически на начало учебного года в данном классе обучалось 8 детей, так как до начала учебного года все остальные были устроены в другие школы, находящиеся в центре города. Несмотря на неполную наполняемость, учащиеся данного класса завершили обучение в начальной ступени в 2015-2016 учебном году в количестве 14 человек. При переходе в 5 класс по заявлению родителей учащиеся данного класса перешли в общеобразовательные классы с русским языком обучения. В последующие годы заявлений от родителей первоклассников об обучении в классе с якутским языком не поступало, запроса нет. Школа является многонациональной, в ней обучаются представители более 20 разных национальностей, в том числе дети из семей мигрантов. Со 2 по 9 классы изучается предмет «Культура народов Республики Саха (Якутия)», не первый год плодотворно работает кружок по якутскому фольклору, клуб интернациональной дружбы «В семье единой». 

            В МОБУ СОШ №17 в 2023-2024 уч.году открыты всего 4 класса-комплекта, из них по выбору языка обучения родителями (законными представителями) укомплектованы два класса с родным (якутским) языком обучения и два класса с русским языком обучения. Школа является билингвальной: имеются классы с русским и родным (якутским) языком обучения в каждой параллели, все мероприятия проходят на двух государственных языках. Традиционно и масштабно проходят в школе такие мероприятия как «Ысыах», «Олонхо кунэ», неделя якутского языка и литературы и.т.п.

             Значительное внимание уделяется обучению и воспитанию на языках малочисленных народов Севера. В двух школах города открыты классы эвенкийского языка (СОШ№26 и 38), в которых 46 обучающихся изучают эвенкийский язык как самостоятельный предмет, в том числе с 1 по 4 класс 33 обучающихся, с 5 по 9 класс 13 обучающихся. В СОШ №38 эвенкийский язык изучается со 2 по 9 классы в рамках обязательной части учебного плана при делении класса на группы, изучающих родной (якутский) и родной (эвенкийский) языки, общее количество обучающихся 22 чел. Согласно учебному плану школы для обучения родных языков применяется групповой метод: класс делится на 2 группы – на родной (якутский) и родной (эвенкийский) язык:

           В СОШ №26 создан отдельный класс, с преподаванием родного (эвенкийского) языка. Во внеурочной деятельности дети данного класса занимаются в кружках «Литература эвенкийского народа» 2 ч в неделю и «История и культура эвенкийского народа» 3 часа в неделю, работает танцевальный кружок «Гиркие» 3 часа в неделю.

Развивается и увеличивается количество групп с якутским языком воспитания и обучения в детских садах. Преемственность обучения и воспитания на родном языке в системе образования продолжается в общеобразовательных учреждениях.

           В 44 (72% от общего количества МДОУ) муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в 195 группах воспитание и обучение ведется на родном якутском языке (по сравнению с прошлым 2021-2022 учебным годом увеличилось на 11 групп), охват – 5967 детей,(по сравнению с прошлым годом увеличение составило 1368 детей), что составляет 32% от числа детей, посещающих МДОУ.

           В 41 (65%) МДОУ, с охватом 6345 детей, проводится обучение якутскому разговорному языку и ознакомление с бытом и культурой народа Саха.

           Во всех округах города организованы дошкольные группы, в которых дети получают образование на родном (якутском) языке.

          Работа по данному направлению в городском округе «город Якутск» ведется в силу имеющихся условий и возможней для реализации прав детей на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также права на изучение родного языка.

           Согласно «Плану комплексного развития сети групп и классов с родным (якутским) языком воспитания и обучения в образовательных учреждениях городского округа «город Якутск до 2025 года» принимаемым на уровне администрации города и образовательных учреждений ежегодно увеличивается количество групп и классов комплектов с родным (якутским) языком обучения и количество воспитанников и обучающихся в них.

          Изучение родного (якутского) языка и владение родной речью как средство общения и культуры осуществляется в соответствии с региональными образовательными стандартами, играет важную роль для сохранения языковой традиции, национальной идентичности и духовных ценностей народа саха. Так, например, в 39 детских садах есть педагоги дополнительного образования по якутскому разговорному языку, что составляет 60 % от общего количества.

           В части дошкольного образования, группы, в которых дети получают образование только на родном (якутском) языке, функционируют, в основном, в национальных детских садах: МБДОУ ЦРР – д/с № 51 «Кэскил», МБДОУ ЦРР – д/с № 82 «Мичээр», МБДОУ д/с № 70 «Кэрэчээнэ», с. Хатассы, МБДОУ д/с № 4 «Сырдах», с.Тулагино.

            Проводится работа по распространению лучших практик обучения родному языку столичных дошкольных учреждений с муниципалитетами республики. Проведены межрегиональные семинары на базе дошкольных учреждений города Якутска педагогов Горного, Амгинского и Намского районов.

            В начале декабря 2022 года в городе Уфа прошел Всероссийский практический форум «Управление качеством образования в условиях цифровой трансформации общества: подходы, технологии, результаты». Данный форум проводился Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы под эгидой Министерства просвещения РФ. Целью форума являлось обсуждение вопросов обеспечения качественного образования, обобщение и распространения практического положительного опыта регионов России.

            Нашу Республику Саха (Якутия) по приглашению кафедры башкирского языка и литературы факультета башкирской филологии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы представлял детский сад №24 «Сардаана» под руководством заведующей Иванова М.А. 

             Сравнительный анализ практик внедрения полилингвальной модели поликультурного образования, проведенный экспертами Министерства просвещения РФ весной 2022 года по всей России - опыт работы детского сада №24 «Сардаана» города Якутска был признан одним из успешных. В этой связи Иванова М.А. в своем выступлении представила опыт полилингвального образования в детском саду «Сардаана» посредством модульного проектирования образовательного процесса и презентовала методическое пособие для полилингвальных ДОО «SITIS», разработанное коллективом детского сада «Сардаана», где представлен пример одного модуля «Большая польза маленького растения». В этом образовательном модуле SITIS реализуется погружение в языковую среду методом «увлекательного» обучения. Практическую часть и технологию внедрения иностранного языка по принципу «Одно лицо - один язык» представил Ордахов В.В.

            Помимо учебной деятельности в образовательных учреждениях ведется в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования. В образовательных организациях города Якутска налажена система проведения традиционных мероприятий: декады Олонхо, Декада родного языка, День Хомуса, национальный праздник «Ысыах», музыкально – фольклорный фестиваль «Славянский базар», праздник встречи солнца коренных малочисленных народов севера «Бакалдын», которые играют важную роль в приобщении детей к национальной культуре и традиции.

            В детских садах работают кружки дополнительного образования, созданы студии, мастерские для регулярных групп с якутским языком обучения. Успешность данной практики подтверждается достижениями воспитанников, демонстрируемых на творческих конкурсах по разговорному якутскому языку «Моя душа поет по-якутски», конкурсе чтецов, постановках театрализованных представлений по якутским народным сказкам. Стало традицией участие дошкольных учреждений в праздновании Дня якутского языка в Центре духовной культуры «Арчы дьиэтэ», организуются мероприятия в различных формах: «Неделя якутского языка», «Неделя Олонхо», тематические выставки и др.

             Рост и стимулирование числа групп с родным языком обучения в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) является важной задачей для поддержки и развития многоязычия и мультикультурности среди дошкольников. Надо организовать информационную кампанию среди родителей о пользе обучения на родном языке и преимуществах многоязычного образования. Предоставить родителям достоверную информацию о наличии групп с родным языком обучения в ДОУ и выгодах, которые они могут получить для своих детей. Разработать и улучшить программу обучения на родном языке в ДОУ, которая будет соответствовать потребностям и интересам детей. Обратить внимание на разнообразные методы обучения, игровые активности и использование ресурсов на родном языке. Установить партнерство с местными организациями, сообществами и культурными центрами, которые поддерживают обучение на родном языке. Это может способствовать предоставлению дополнительных ресурсов, мероприятий и поддержки для групп с родным языком обучения.

 

            Формирование классов по заявлению родителей является практикой, которая учитывает пожелания и предпочтения родителей относительно обучения на родном языке. Это дает родителям возможность выбрать образовательную среду, которая соответствует их ценностям и желаниям для обучения своих детей на родном языке. Также способствует удовлетворению потребностей разнообразных культурных групп и народов, проживающих в обществе. Это способствует сохранению и развитию языка и культуры этих народов, а также обеспечивает лучшее понимание и проникновение в учебный материал для детей.

              Важно создать механизмы и процедуры для сбора и учета заявлений родителей, чтобы обеспечить справедливое и прозрачное формирование классов на основе их предпочтений. Это поможет создать образовательную среду, где дети могут развиваться и обучаться на родном языке, сохраняя свою культурную и языковую идентичность.

              Специалисты Управления образования Окружной администрации города Якутска никогда не отговаривали и не отговаривают родителей (законных представителей от подачи заявления в класс с родным (якутским) языком. При отсутствии свободных мест специалисты могут рекомендовать другое учреждение, где имеются свободные места в классах с родным (якутским) языком.

              Управление образования города Якутска совместно со школами Таттинского улуса реализуют межулусный культурно-образовательный проект «Тыыннаах тыл». Цель данного проекта - сотрудничество социально-культурных учреждений города Якутска и Таттинского улуса в развитии у обучающихся навыков грамотной устной речи на родном (якутском) языке на основе художественных произведений якутского фольклора и литературы. В рамках реализации данного проекта проводятся различные мероприятия для педагогов и обучающихся. Например, в течение этого учебного года организована работа Литературного салона, где и педагоги, и дети читали классические произведения якутских писателей, обсуждали роль произведений в развитии грамотной устной речи. Ежегодно конкурс ораторского искусства «Мир управляется словом» в рамках данного проекта собирает на своей площадке любителей литературы. Традиционно с большим охватом участников проводится городской интеллектуальный конкурс знатоков якутского языка, литературы и культуры «Два языка - два родника» для 8-10 классов русскоязычных классов общеобразовательных учреждений города Якутска. В целях воспитательных мероприятий  для обучающихся проводятся мероприятия по ознакомлению преданий, песен и языка, легенд и старины.  Несомненно, только семья и школа помогут ребенку познать и осмыслить, сохранить и приумножить культурное наследие своего народа. Мы не можем добиться успеха, не привлекая к обучению родителей, так как общение в школе, в семье на родном языке зарождает интерес и любовь к языку, традициям семьи и нации. По инициативе национальной гимназии «Айыы кыьата» еженедельно проводится педагогический всеобуч для родителей «Школа жизни». В этом году охватили 783 родителей.

              Городское методическое объединение учителей предметов национального цикла координирует работу по охвату обучающихся олимпиадами, конкурсами и конференциями. В 2022 году 244 обучающихся из 21 школы приняли участие на муниципальном этапе олимпиады школьников по якутскому языку и литературе, из них 37 победителей и призеров муниципального этапа приняли участие на региональном этапе. 60 обучающихся из 7 школ приняли участие в Северо-восточной олимпиаде школьников. Среди школ города Якутска активно проводится работа и по научно-исследовательской работе по направлениям национального цикла. Ежегодно более 100 проектов принимают участие в республиканской научной конференции-конкурсе молодых исследователей имени академика В.П. Ларионова «Инникигэ-хардыы – Professor V.P.Larionov «A Step into the Future» Science Fair». В 2022 году по направлениям национального цикла приняло участие: 123 обучающихся, из них 44 проекта заняли призовых места, на республиканском этапе было представлено 46 участников из школ г. Якутска, из них 5 обучающихся стали победителями всероссийского этапа конференции.

              Сохранению самобытной культуры народа Саха и малочисленных народов Якутии ведущая роль отведена системе дополнительного образования. Педагоги дополнительного образования в рамках деятельности различных фольклорных кружков, центров эстетического воспитания детей, танцевальных и вокальных студий, клубов творчества знакомят детей с традициями народа, развивают у детей интерес к декоративно - прикладному творчеству, пропагандируют национальное культурное наследие и преемственность поколений.

             Творческие коллективы учреждений дополнительного образования сегодня становятся методическими и организационными центрами. Так, детский этнокультурный центр «Одун», специализирующийся на творчестве малочисленных народов Севера, стал инициатором этнокультурного марафона «Фольклор – детям». Марафон включает в себя мероприятия как для детей и их родителей, так и педагогов: это научно-практическая конференция «Современные проблемы этнокультурного образования и воспитания подрастающего поколения», детский фестиваль «Палитра фольклора», конкурс для педагогов «Копилка мастерства».  В прошлом году на фестивале приняли участие детские коллективы и педагоги из Томской и Нижегородской областей.

            С 2019 года Дворцом детского творчества им. Ф.И. Авдеевой проводится городской чемпионат «Этноскилс» по национальным компетенциям: национальное шитье- кыбытыктаах тигии; изготовление из конского волоса; валяние в национальном стиле; гончарное дело – изготовление сувениров в национальном стиле.

             Еще одним направлением работы в системе образования является приобщение детей к национальным видам спорта, являющимися предметом гордости народа Саха. В настоящее время во всех образовательных учреждениях проводятся спортивные мероприятия по 10 национальным видам спорта и настольным играм, разработаны правила соревнований, классификационные нормативы. Отмечаем активную деятельность сетевого объединения «Дьулуур», пропагандирующего национальные виды спорта и национальные игры народов Якутии.  Кроме этого, внедряются вариативные программы по национальным играм и национальным видам спорта, созданы инфраструктурные элементы, ведется кружковая и секционная работа. 

             На сегодня Управлением образования Окружной администрации города Якутска совместно с образовательными организациями города Якутска ведется выстраивание образовательных практик для категории детей, которые или не владеют, или слабо владеют родным (якутским) языком, желают его обучать, но при этом языком обучения выбирают русский язык. Образовательными учреждениями проводится работа с родителями (законными представителями) по изучению и применению родного языка в семье.

             В целом образовательными учреждениями города Якутска проводится достаточная работа по обеспечению всестороннего развития и функционирования государственных и официальных языков. Педагоги в полном объеме реализуют задачу формирования у детей гражданской идентичности – учат осознавать себя гражданином своей страны, своей республики и гражданином мира, уважающим культуру и традиции родного народа, страны и других народов.

             В школах города ведутся работы по поддержке и развитию родного (якутского) языка. Поддержка и развитие родного языка в школах имеет множество преимуществ и положительных эффектов для учащихся. Организуются дополнительные уроки и кружки по изучению родного языка для детей, где они могут улучшать свои навыки чтения, письма, говорения и слушания на своем родном языке. Проводятся различные мероприятия, которые способствуют взаимопониманию и уважению различных культур и языков, обмен языковыми и культурными знаниями.

             Всего в общеобразовательных учреждениях городского округа «город Якутск» 77 учителей якутского языка и литературы. Из них в школах с якутским языком обучения - 25, в школах с русским языком обучения – 52; количество воспитателей в якутских группах дошкольных образовательных учреждений – 380.

              Для участия в конкурсном отборе на премию главы городского округа «город Якутск» лучшим учителям якутского языка, литературы и национальной культуры всего подано 29 заявок, в том числе из школ с якутским языком обучения – 6 учителей, из школ с русским языком обучения – 7 учителей, из дошкольных образовательных организаций – 16 воспитателей и педагогов дополнительного образования.

             24 апреля 2023 г. проведено заседание комиссии по рассмотрению заявок на премию. По итогам рассмотрения портфолио претендентов, выявлены 3 победителя по 3 направлениям:

             Победителям вручены премии главы городского округа «город Якутск» в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

             В целях исполнения решения заседания комиссии при главе городского округа «город Якутск» по реализации единой государственной политики в области развития и сохранения языков от 26.05.2023 года готовится к изданию пособие для ДОУ с якутским языком обучения.

              В социальных сетях мы имеем возможность свободно выражать свои мысли и мнения, но важно помнить о нашей ответственности за подачу достоверной информации. Распространение недостоверной информации может иметь серьезные последствия, включая межличностные конфликты, недоверие и дезинформацию в обществе. При распространении информации в социальных сетях надо быть объективными и представлять полную картину событий, надо избегать искажения фактов, предвзятого подхода, избегать оскорблений, провокаций или агрессивности в диалогах. Важно поддерживать уважительный и грамотный обмен мнениями в социальных сетях.

             Всегда надо помнить, что подача недостоверной информации может нанести вред другим людям и обществу в целом. Будьте ответственными и проверяйте информацию перед ее публикацией, чтобы обеспечить достоверность и точность передаваемой информации.

             Важно продолжать работу по поддержке и развитию родного языка в школах, чтобы учащиеся имели возможность развиваться и обучаться на своем родном языке, сохраняя свою культурную и языковую идентичность.

 

 

 

 

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.