Определяющим условием развития и модернизации системы специального (коррекционного) образования является обеспечение квалифицированными кадрами. Нужны молодые специалисты и компетентные педагоги, которые смогут качественно реализовать федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ и соответствовать профессиональному стандарту педагога. Актуальной становится задача, направленная на изменение подходов к организации методической работы, поиск новых точек профессионального роста учителя.
В МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34» города Якутска обучаются 290 детей с особыми образовательными потребностями, из них 98 детей-инвалидов. Педагогический коллектив состоит из 66 педагогов, из них 7 молодых педагогов.
Одним из приоритетных направлений программы развития школы-интерната является развитие наставничества молодых педагогов, способствующей повышению профессиональной компетентности.
В школе-интернате сформирована целостная система методического сопровождения молодого педагога, основанная на достижениях коррекционной педагогики, построении новой практики, накоплении результативности опыта. Также создаются условия для профессиональной адаптации, роста профессионального мастерства вновь прибывших педагогов, начинающих свою педагогическую деятельность в сфере коррекционного образования.
Президент РФ Владимир Путин официально объявил 2023 год в России Годом педагога и наставника. Как отмечается в Указе Президента, решение принято в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность.
«Это знаковое событие для всего образовательного сообщества. Я уверен, что Год педагога и наставника позволит нам реализовывать новые проекты по поддержке учителей, расширит возможности для творческой активности учителей», – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов.
Одной из эффективных форм передачи знаний и умений учителей-наставников, организации методической работы является "Творческая мастерская педагога".
Навстречу Году педагога и наставника в школе-интернате под руководством директора Астановой Ольги Васильевны был разработан проект «Творческая мастерская педагога-наставника», куда вошли 9 педагогов с многолетним педагогическим и административным опытом работы в сфере коррекционного образования. Данный проект реализуется с сентября месяца этого учебного года в рамках методической, инновационной деятельности школы-интерната.
• Повышение профессиональной компетентности молодых и вновь прибывших педагогов школы-интерната для их успешной адаптации, творческой самореализации.
• Создание эффективной системы поддержки педагогов-наставников для обобщения и транслирования их инновационного опыта в сфере коррекционного образования.
Основными направлениями проекта являются:
Комплексная методическая, консультативная помощь, психолого-педагогическая поддержка молодых и вновь прибывших педагогов.
Изучение, обобщение и распространение инновационного, коррекционно-педагогического опыта педагогов-наставников.
Сетевое взаимодействие с другими образовательными, государственными учреждениями, общественными организациями.
29 октября в рамках Творческой мастерской учитель-наставник Иванова Раиса Афанасьевна провела мастер-класс по проектной деятельности для молодых и вновь прибывших педагогов школы-интерната.
Она поделилась своим многолетним успешным опытом работы по реализации детско-родительских проектов с детьми с ОВЗ. Вовлечение родителей в коллективные классные проекты способствует тесному взаимодействию между школой и семьей, делает их активными участниками образовательного, коррекционно-развивающего процесса.
Раиса Афанасьевна реализовала со своими учащимися и с их родителями такие проекты как: профориентационный проект «Человек славен трудом», краеведческо-исследовательский проект «История самого северного цирка», здоровьесберегающий проект «Зеленый островок», проект по патриотическому воспитанию «Мы – правнуки твои, Победа!», проект по развитию речи и коммуникативной деятельности «Кукольный театр Теремок», практико-ориентированные проекты «Берегите птиц», «Качели» и другие.
Она на практических примерах рассказала, как организовать поэтапно проектную работу с учащимися, с родителями, дала педагогам методические рекомендации, разработала Памятку по работе с детским проектом.
Педагоги увидели на презентациях практические результаты реализации проектной деятельности обучающихся с ОВЗ, положительную динамику в творческой, учебно-познавательной деятельности.
В рамках проекта «Творческая мастерская педагога-наставника» развивается сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Педагоги-наставники школы-интерната также оказывают методическую помощь педагогам общеобразовательных школ.
В сентябре месяце по запросу МБОУ Табагинская СОШ, учителя начальных классов, работающие по программе 8 вида, оказали методическую помощь по работе с детьми с РАС. Проведены открытые уроки: 1 «в» класс, урок математики (учитель Иванова Р.А.), 3 «в» класс, урок русского языка (учитель Матвеева С.К.), 4 «в» класс, урок чтения (учитель Бетюнская Е.Е.). Также показали открытые коррекционно-развивающие занятия специалисты учитель-логопед Алексеева Е.А., педагог-психолог Терютина А.К., учитель-дефектолог Борисова С.В.
Во время Круглого стола учителям начальных классов Табагинской СОШ даны практические советы по составлению индивидуального образовательного маршрута ребенка с РАС, методические рекомендации по использованию коррекционных методов и приемов.
По проекту «Творческая мастерская педагога-наставника» разработана Дорожная карта, на сайте школы-интерната создается виртуальный методический кабинет педагога-наставника, будут проводиться мероприятия, направленные на выявление и распространение лучших практик опытных педагогов в работе с детьми с ОВЗ.
Пройдут такие мероприятия как: форсайт-сессия «Цифровая трансформация структуры СИПР и ИУП учащихся надомного обучения», вебинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии для детей с особыми образовательными потребностями», круглый стол «Эффективные методы работы с родителями», обучающий практикум для классных руководителей «Создание образовательного портфолио обучающегося с ОВЗ» и другие.
Надеемся, что реализация нового инновационного проекта «Творческая мастерская педагога-наставника» позволит построению продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений сотрудничества начинающих и опытных педагогов, будет способствовать формированию профессионально-компетентной личности молодого педагога, обобщению и распространению инновационного, коррекционно-педагогического опыта педагогов-наставников.
Зам. директора по содержанию образования Николаева В.В.,
руководитель творческой мастерской педагога-наставника Андреева Г.С.