Открытый институт «Развивающее образование» провел курсы для учителей
С 21 по 25 марта 2016 г прошел очный модуль очно-заочных курсов ОЧУ ДПО Открытый институт «Развивающее образование» (ректор А.Б.Воронцов, кандидат педагогических наук, федеральный эксперт по введению ФГОС, г.Москва) по теме «Системно-деятельностный и задачно-проблемный подходы к обучению и диагностике в основной школе: технологии перехода на ФГОС» на базе МОБУ «Саха гимназия».
Авторы и лекторы курса:
В.А. Львовский – кандидат психологических наук, проректор ОЧУДПО Открытый институт «Развивающее образование», ведущий научный сотрудник Института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ, руководитель Некоммерческого партнерства «Авторский клуб», г. Москва
П.Г. Нежнов – кандидат психологических наук, доцент, международный эксперт по оценке качества знаний, научный руководитель проекта по разработке инструментария качественной оценки результатов общего образования SAM (Student Achievement Monitoring), г. Москва.
Цель курса: овладение педагогическими и руководящими работниками современными подходами к проектированию, проведению и анализу уроков и контрольно-измерительных материалов в соответствии с новыми ФГОС.
На курсах приняли участие учителя и руководители образовательных организаций республики: из г. Якутска, Верхоянского, Верхневилюйского, Вилюйского, Кангаласского, Мегино-Кангаласского, Намского, Сунтарского, Таттинского, Усть-Алданского улусов. Всего 141 человек.
21 марта - В.А. Львовским проведена установка на проектирование уроков в системно-деятельностном и задачно-проблемном подходах. Возникли первые вопросы: как сформулировать детскую задачу, как ее превратить в учебную задачу, какой вопрос, и вообще задавать или не задавать его на уроке? Далее по группам проектировали открытые уроки следующего дня. Параллельно руководители обучались деятельностной экспертизе и макроанализу урока.
22 марта - начался с открытых уроков, спроектированных в группах накануне. Всего сформировалось 9 групп: учителей русского языка, русской литературы, математики, физики, биологии, географии, химии, истории и обществознания, управленцев. Было проведено 12 уроков с 5 по 8 классы. Итак, проведение открытых уроков было завершено макроанализом уроков. Как мы поняли, главное в макроанализе соответствие хода реального урока проекту. Принимать участие в макроанализе могут только те, кто участвовал в разработке проекта.
Во второй половине дня установку на проектирование контрольно-измерительных материалов для диагностики учебно-предметных компетенций в основной школе провел П.Г. Нежнов. Далее курсанты работали над разработкой трехуровневых КИМ-ов индивидуально и в группе, консультировались с лекторами и работали дистанционно с В.Г. Ананиным,
23 марта – В апробации КИМ-ов диагностики учебно-предметной компетенции приняли участие учащиеся 5-8 классов. Одновременно была организована экспертиза результатов апробации, рекомендации по доработке, групповые консультации Петра Геннадьевича. А также параллельно учителя начальной школы гимназии показали 9 открытых уроков и прошли экспертизу федеральных экспертов на владение технологией и содержанием РО системы Эльконина-Давыдова. В.А.Львовский провел макроанализ открытых уроков и сказал, что доволен уроками учителей начальных классов и согласен продолжить сотрудничество.
24 марта – особенный день. Задача дня - объединить проектирование урока с задачным подходом со встроенным диагностированием. В начале дня прослушали лекцию П.Г. Нежнова «Культурно-историческая психология и проблемы современного образования. Управление качеством образования при переходе на ФГОС» В.А.Львовский провел тренинг педагогических техник. Увидели очень интересные фрагменты уроков и их экспертизу, ознакомились с очень полезными педагогические приемами, и все это в деятельности: побывали и в роли ученика, и в роли учителя. Потом приступили к проектированию модельных уроков. Предложение Владимира Александровича, было немного неожиданно, провести учителям начальной школы модельные уроки в основной школе . Но тут крылся особый замысел, чтоб учитель от проекта урока не отходил.
25 марта - последний день курса. Проведены модельные уроки по русскому языку, русской литературе, физике и математике. Вроде начало приходить понимание и тут завершение. Поняли для себя на сколько вредны наводящие, т.е. предметно-содержательные вопросы, вмешательство в инициативу ребенка для их развития. Итак, чем меньше нас, учителей на уроке, тем лучшие условия создаются для самостоятельности учащегося, значит и для его развития.
Несколько выдержек из отзывов курсантов:
«На курс приехала с целью ознакомиться с проблемой внедрения ФГОС… Получить готовые ответы, как в былые времена. Курс заставил задуматься…»
«Было трудно, сложно, но очень интересно… Получился настоящий праздник идей, проб, вдохновения…»
« Эти курсы были для меня очень полезны. Эти пять дней прошли очень быстро, главное продуктивно. Больше всего мне понравилась идея «детской задачи»» «Макроанализы уроков понравились»
«Мы познакомились с критериями и содержанием экспертизы КИМ-ов, научились проектировать уровневые задания для диагностики учебно-предметных компетенций в основной школе. У нас появилось желание самостоятельно разработать КИМ-ы по своему предмету».
«Приятно удивлена внедрением ФГОС в начальной школе гимназии. Дети самостоятельны, анализируют, дискутируют между собой. Учителя Саха гимназии показали свой профессионализм!»
« КПК очень актуальный. Были трудности при конструировании конкретно-практических задач, но после проведенных уроков, тренингов план претворения КПК в реальной жизни, на уроке, стал вырисовываться очень ясно. Все было расставлено операционально лекторами на очень доступном, понятном языке»
« Выражаю Вам большую благодарность! Мы очень усердно работали, график был плотным, много нового узнали, будем дальше развиваться». Н.Ф. Попова, заместитель директора по НМР.
PS: Резюме А.В.Львовского, П.Г. Нежнова « Первый раз были в гимназии. Удивительное ощущение умных, живых, заинтересованных учителей и детей. Никто не испугался открытых уроков при огромном стечении учителей со всей Республики Саха(Якутия). Молодцы! Так держать ! Удачи и больших достижений. Работу продолжим…»
Администрация МОБУ "Саха гимназия"