Индивидуальный проект в школе №27
С 2020-2021 учебного года в 10 классах всех школ России введен новый предмет — Индивидуальный проект.
Каждый старшеклассник, в соответствии с новыми образовательными стандартами, в течение двух лет работает над исследованием или проектом по определенной теме. Учителя ориентируют учащихся на выбор темы по такому направлению, которое будет связано с его будущей профессией.
Многие вузы дают дополнительные баллы к результатам ЕГЭ за исследовательские работы выпускников школ, ставшие победителями конкурсов, проводимых вузом для школьников. Тему исследования, так же как руководителя – специалиста в избранной области изучения, ученик выбирает сам, в зависимости от своих интересов или будущей профессиональной ориентации.
В МОБУ СОШ № 27 г. Якутска в прошлом учебном году (нынче 11 классы) обучались по учебному предмету «Индивидуальный проект» 24 учащихся, в этом учебном году - 24 учащихся 10 класса. Учащиеся 10-11 кл. выбрали 48 разнообразных тем для своих исследований по психологии, биологии, астрономии, информатике, обществознанию, социологии, экономике, филологии, истории, технологии, физической культуре, дополнительному образованию, бизнес – проекты.
Руководителями проектов выступают учителя – предметники, психологи, социальные педагоги. Созданный тандем: научный руководитель работы (в нашем случае – это преподаватель нового предмета), руководитель работы и ее автор – ученик, вместе планируют, выстраивают содержание и методологический аппарат проекта.
Сама работа над исследованиями была организована во внеурочное время, на консультации ребята приходят либо после уроков, либо получают их в электронном виде через соцсети или электронную почту.
На уроках же старшеклассники изучают азы исследования по программе, знакомятся с научными терминами, изучают методологию научного труда, учатся ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, подбирать нужные методы, проводить опрос, анкетирование, беседу, ставить эксперименты, оформлять текст работы, делать презентацию, приобретают навыки публичного выступления, учатся задавать и отвечать на вопросы, удерживать внимание аудитории, отстаивать свою позицию.
Обучение организовано по принципу научного общества: каждая работа представляется учеником в классе, обсуждается, критически оценивается одноклассниками, предлагаются варианты решения проблемы. Отметка в аттестат ставится как среднеарифметическая от суммы баллов за исследовательскую работу или проект, за защиту и итоговую отметку по предмету «Индивидуальный проект».
11, 12 мая 2022 года учащиеся 10-11 классов триумфально выступили с результатами своих исследований на научно – практической конференции .
На суд жюри было представлено 48 исследовательских работ на различные темы.
В составе жюри работали: Рослая Е.В., Земляная С.В. Ксенофонтова В.Ю., Прудецкая М.Х., Скрябина И.Л., Петрова М.Г., Явловская М.С., Охлопкова И. Н., Прокопович Е.С. Павлова И.О.
Защита проектов сопровождалась презентациями и демонстрацией собственных работ учащихся по выбранной теме. Кто-то показал более высокий уровень, кто-то пониже.
Учащиеся 10-11 классов получили бесценный опыт в постановке цели, планировании своей деятельности, осуществлении поиска, обработке, осмыслении информации и представлении результата своей работы.
Скрябина И.Н., учитель предмета «Индивидуальный проект», к.п.н.