Сентябрьское совещание работников образования города Якутска
16 сентября в режиме видеоконференцсвязи состоялось закрытие Сентябрьского совещания работников образования г. Якутска «Актуальные вопросы достижения стратегической цели повышения качества образования».
14-16 сентября была организована работа 19 различных площадок по 4 трекам: «Воспитание и дополнительное образование», «Управление качеством образования», «Профессиональный стандарт», «Развитие естественнонаучного образования». В течение трех дней выносились на обсуждение самые актуальные вопросы, проанализированы и определены пути их решения, а также намечены перспективы дальнейшего развития системы образования города.
Модератором итогового заседания выступила Ульяна Сыроватская, начальник отдела развития образования Управления образования.
По итогам работы круглого стола «Развитие муниципальной системы оценки качества образования» выступила заместитель начальника Управления образования Тамара Попова, председатель координационного совета по качеству образования: «Вопросы качества образования всегда являются предметом обсуждения, каждодневной работы, стратегических целей. С прошлого года Федеральным институтом оценки качества образования заложены единые для всех муниципалитетов системные основания для выстраивания муниципальных механизмов управления качеством образования.
На данном этапе стоит вопрос согласования критериев и показателей Муниципальной системы оценки качества образования на этот учебный год, а также вопрос разработки подходов к выстраиванию в каждом образовательном учреждении внутренней системы оценки качества образования, как полного управленческого цикла.
Модель муниципальной системы оценки качества образования необходимо обновить. Должны быть созданы общественные и профессиональные объединения на уровне города, так как работа только внутри одного учреждения результатов не даст. Необходимо поставить новые задачи перед городскими методическими объединениями. Изменения в системе оценки качества образования влияют на функциональное наполнение и требования к компетенциям заместителя директора по качеству образования в школе».
С отчетом о работе площадки «Внедрение целевой модели наставничества в образовательном пространстве города Якутска» выступила Надежда Шилова, директор СОШ №10, член совета по качеству образования. «Учитывая введение квалификационной категории «Учитель-методист», «Учитель-наставник», профстандарта выпускника, новую систему оценки качества, необходимо, во-первых, обновить модель введения в профессию молодых учителей до 35 лет, во-вторых – педагогов, переходящих из других учреждений и специалистов, приходящих из других сфер в профессию адаптировать к требованиям школы. У нас имеется опыт советских школ, в Якутии есть династии, наставники, звания «Учитель учителей», «Методист Якутии», имеется опыт системной работы и мотивации, который требуется обновить и адаптировать к новым реалиям. В системе оплаты труда имеется коэффициент интенсивности, который можно регулировать на уровне школы и добавлять наставникам».
Ольга Сухаринова, главный специалист отдела развития образования, подвела итоги работы по треку «Развитие естественнонаучного образования», озвучила проблемы школьного естественнонаучного образования и представила предложения по их решению.
В своем выступлении, Марфа Яковлева, директор СОШ №29, подводя итоги работы площадки «Естественнонаучное образование: опыт, новые подходы и перспективы» отметила: «На сентябрьском совещании мы стали свидетелями того, что в образовательных учреждениях города Якутска совершенствуется и обновляется система взглядов на роль естественнонаучного образования детей. Педагоги уделяют особое внимание организации проектной и исследовательской работе с обручающимися как эффективной форме развития метапредметных результатов. Перед естественнонаучным образованием ставятся стратегические цели и задачи по подготовке школьников к прохождению национального мониторинга TIMSS и PISA. Сегодня мы говорим о естественнонаучной грамотности как о фундаменте ценностного отношения к окружающему миру, основе научного мировоззрения и подготовке школьников к успешной социализации».
Директор Дворца детского творчества им. Ф.И. Авдеевой Мария Петрова представила подробный анализ по охвату детей дополнительным образованием, по заполнению портала «Навигатор дополнительного образования», по развитию кадрового потенциала и дала свои предложения по совершенствованию основных направлений реализации Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования. Ссылка ДДТ
О работе семинара-совещания «Пути реализации Дорожной карты Концепции развития детско-юношеского туризма в г. Якутске» ознакомила Анисия Иванова, главный специалист отдела воспитания и дополнительного образования. В семинаре-совещании, модератором которого выступил начальник Управления образования ОА г. Якутска Алексей Семенов, приняли участие руководители и заместители руководителей по воспитательной работе общеобразовательных организаций, руководители организаций дополнительного образования, руководители музеев и учителя физкультуры и ОБЖ, педагоги туристско-краеведческой направленности. Алексей Климентьевич подчеркнул, что реализация Концепции позволит создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей в лучших традициях путем организации детского активного отдыха в условиях природной среды, проведения учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, подготовки спортивных мероприятий, туристских походов и прогулок по окрестностям города Якутска.Ссылка ДДТ
Об итогах работы круглого стола «Качество образования детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: через инклюзию к позитивной социализации и социальной интеграции» ознакомила Екатерина Александрова, заместитель директора ЦПМСС. На круглом столе обсудили состояние и перспективы развития инклюзивного образования в г. Якутске, роль семьи в развитии системы доступной среды, значение ранней помощи семьям с детьми, имеющим нарушения в развитии, как условия успешного развития инклюзии и др.
В работе круглого стола на тему «Профессиональные стандарты как ориентир для профильной подготовки старшеклассников» приняли участие: Алексей Семенов, начальник Управления образования, Андрей Новолоцкий, начальник отдела пожарной охраны ЯРО ВДПО, эксперт по независимой оценке квалификации ЦОК по направлению деятельности «Пожарная безопасность», «Защита в чрезвычайных ситуациях».
Галина Соломонова, руководитель Центра развития профессиональных квалификаций СВФУ, затронула существующие проблемы в вопросах выбора профессии среди школьников и их подготовки, акцентировала важность научного подхода к профориентационной деятельности. Рассказала об ориентирах, трендах и стратегиях национальной системы квалификации, о вновь появляющихся перспективных профессиях и новых программах профессиональной переподготовки на базе Института непрерывного образования СВФУ. Читать далее
В выступлении заместителя директора СОШ №33 Татьяны Толмачевой подведены некоторые результаты работы школы по реализации городского проектного офиса класса «МЧС», где мы увидели, что школа активно приглашает к участию в подготовке будущих выпускников Управление МЧС России, ведущие общественные организации города (по скалолазанию, ДОСААФ и др.) и учреждения дополнительного образования (Дворец детского творчества, Центр технического творчества). Такими совместными усилиями проходит реализация данного проекта.
Подводя итоги круглого стола «Профессиональные стандарты как ориентир для профильной подготовки старшеклассников» Лидия Скрябина, заместитель директора школы №7, отметила: «Школа, как начальная ступень подготовки будущих кадров, наряду со знаниевой парадигмой должна формировать у школьников прикладные навыки, ключевые компетентности. Поэтому мы говорим о практико-ориентированном и интегрированном подходе в профильном обучении. Модель класса предполагает консолидацию усилий образовательных учреждений (школа, вуз, колледж), учреждений дополнительного образования и представителей бизнес-сообщества. В данном случае школа выступает как интегратор городских ресурсов». К подготовке будущих предпринимателей школа №7 привлекает партнеров: ФЭИ СВФУ, который обеспечивает содержание социально-экономического профиля на углубленном уровне, Дворец детского творчества, который ведет программу дополнительного образования «Я-предприниматель», Торгово-промышленную палату Якутии и представителей бизнес-сообщества, которые будут наставниками при создании бизнес-проектов. Маргарита Куличкина, директор СОШ №6, поделилась своим опытом открытия педагогического класса. Она подчеркнула важность предпрофильной подготовки, начиная с 7 класса. Директор школы №31 Валентина Рыбкина отметила, что профстандарты приняты школой как регламент, основа при подготовке старшеклассников в профильных классах, а также поделилась мыслью о важности попробовать профессию еще будучи школьником, чтобы не ошибиться с выбором профессии.
По итогам работы Сентябрьского совещания начальник Управления образования Алексей Семенов выразил слова благодарности коллегам, отметил высочайшую актуальность заявленных тем площадок совещания, подчеркнул практическую значимость и научность обсуждаемых проблем.
Ульяна Сыроватская, начальник отдела развития образования, отметила высокий уровень организаторской подготовки и работы всех площадок, выразила благодарность всем руководителям образовательных организаций, всем партнерам и желание дальнейшего научно-профессионального сотрудничества.
Отдел развития образования.