Международная мастерская МБДОУ ЦРР-Д/с №10 Туллукчаан» г.Якутска «5 лет работы по программе Key To Learning»
Предыстория. 18-е число имеет для нас определенную магию. Потому как в разные месяцы в эту дату случаются интересные знаковые образовательные события. И, в принципе, не просто случаются, а мы их делаем. Так, 18 марта мы провели городской круглый стол совместно с учителями школы и учеными по раннему обучению иностранных языков в детском саду, было очень интересно вести диалог в таком кругу. 18-го числа, уже в мае, наша компания уже многократна возросла и к нам в зуме любезно присоединились представители многих детских садов из Якутска и разных уголков республики, России, мира, столько, что тарифное ограничение в zoom на 100 человек не позволило вместить всех желающих. 4,5-часовая майская онлайн мастерская была посвящена 5-летию нашей работы по международной программе Key To Learning (K2L). 5 лет назад проект «Полилингвальный детский сад» с поддержки нашего министерства образования стартовал в республике, сама Галина Доля из Лондона приезжала к нам в республику на обучающий семинар. В 2019 году мы еще раз встретились с Галиной Доля теперь в Москве на международной конференции ECCE, где представляли наш опыт работы по программе в секции «Лучшие практики», по приглашению Лаборатории развития ребенка МГПУ, О.А. Шиян. И вот уже тесно общаясь с Галиной Николаевной, и познакомившись с Ларисой Доля, директором K2L Russia, неоднократно собирались (в зуме, конечно), обсуждали, планировали, обговаривали детали и нюансы нашей мастерской, задумав её провести не просто как некое отчетное мероприятие, но как повод собраться всем неравнодушным к вопросам полилингвального развивающего образования детей дошкольного возраста. Спасибо Минобрнауки РС (Я) и ИРОиПК РС (Я) за помощь в рассылке приглашений республиканским садам, особенная благодарность нашим учредителям, Управлению образованию г.Якутска в лице начальника Алексея Климентьевича Семенова и заместителя начальника Тамары Николаевны Поповой за поддержку в период работы по программе.
И если в течение этих 5 лет кто-то из якутских садов отказался от воплощения модулей программы или работал с ними частично, то у нас в мае 2021 года состоится второй выпуск полилингвальной группы Happy Land (в 2019 году был первый выпуск «Смайликов», сейчас заканчивают 2-й класс), где обучение ежедневно ведется на 3-х языках (русский, якутский, английский), в том числе практически по всем модулям программы (а их 12), в следующем году будет уже 3-й выпуск (сейчас «Смайлики» -старшая группа). И осенью мы будем пробовать делать «гусеничек» (1-й год обучения) уже из 3-х-леток.
В мастерской приняли участие авторы программы Николай Евгеньевич Веракса и Галина Николаевна Доля. Резюмируя глубокое по содержанию, философское выступление Николая Евгеньевича, отмечу, что автор увязал содержание программы Key To Learning с зоной ближайшего развития (ЗБР) и пространством детской реализации (ПДР). По мнению автора, нужно одновременно стараться создавать в детском саду и ЗБР и ПДР, то есть создавать возможность для того, чтобы ребенок в детском саду мог одновременно осваивать культуру и почувствовать себя личностью, чтобы его идеи могли быть реализованы и стали социально значимыми для него и принесли ему положительную обратную связь от общества. В этом случае можно будет говорить, что инициатива ребенка реализована. Существуют 2 формы развития – обучение (н-р, ЗБР, руководство взрослого, освоение иностранного языка и др.) и творчество (процессы самореализации, создание ПДР, которое поддерживает творческое начало личности).
Нужно понимать, что ребенок - это человек, который обращен в будущее, а взрослый – обращен в прошлое, то есть передает то, что накоплено в общество. Ребенок должен в детском саду получить опыт создания будущего. Задача детского сада обеспечить ребенком освоение натуральных и культурных способов действия. По мнению автора, очень важно, что в программе представлены инструменты для развития творчества ребенка, она представляет ему возможность проявлять инициативу и создавать детские творческие продукты, и это все ведет к развитию ребенка как личности.
Многим запомнилось невероятное выступление Галины Доля, известной многим россиянам, изучавшим в школе английский язык, как автор учебников Happy English. По словам Галины Доля, программа K2L, содержащая множество культурных средств, строится на игре и в ней не допустимы академизм, тренировки, какие-либо натаскивания детей. Предметы-помощники (содержимое чемоданчика Мэри Поппинс), используемые в реализации программы, очень важны, и вначале это игрушки, а потом - более сложные схемы, чертежи, планы и т.д. Манипулируя этими предметами, ребенок лучше запоминает содержание. По мнению автора программы, в ней очень важны 2 действия – замещение и моделирование. Программа K2L – о визуальных знаках, кодировании и раскодировании, о том, чем дети много занимаются в рамках программы в детском саду и потом продолжают в школе, и кодирование и раскодирование очень ускоряют познавательное развитие ребенка до новых высот.
Программа K2L и о том, что как важно быть ребенку строителем и архитектором своей жизни. Впервые программа стартовала в 1993 году в Англии, и сейчас ее выпускники - вполне состоявшиеся люди, за плечами которых успешная учеба в самых престижных вузах мира. Очень важно также то, что каждый ребенок развивается, растет и сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми, в рамках программы дети учатся узнавать свои корни и развивать воображение, чтобы улететь как можно выше, дальше в свое пространство детской реализации.
Галина Доля подчеркивает важность того, что эта программа равно хороша как для детей, так и для педагогов, которые, творчески развиваясь, тоже превращаются, трансформируются в прекрасных бабочек.
Очень интересно было услышать мнение всемирно известных авторитетных международных экспертов в области образования о том, как реализуется программа в нашем детском саду. Мы искренне благодарим голландского исследователя детства, доктора психологических наук, автора многих трудов, книг по раннему детству Нико ван Уденховена, который, изучив наши материалы, дал прекрасный отзыв о работе детского сада по программе.
Участники мастерской получили возможность также ознакомиться с отзывами родителей и детей, выпускников программы, а также наших иностранных носителей языка – радостно, что мы взаимно с добротой, благодарностью и теплотой вспоминаем наши совместные годы.
Что дальше? По предложению Галины Доля, наш детский становится ресурсным центром (или амбассадором программы) в республике и учитывая наш опыт, готов помочь другим якутским садам присоединиться к работе по модулям программы – через семинары, воркшопы, мастерские, гостевание, сопровождение и т.д. На основе договорных отношений, что абсолютно нормально и оправдано в наше время, так что ждем вдохновленных нашей мастерской.
Эффективность проведенных образовательных событий измеряется также возникновением незапланированных эффектов, в особенности положительных, и в данном случае, это, безусловно, появившаяся возможность объединения с детскими садами мирового сообщества программы K2L. Как мы мечтали в начале нашего пути хоть одним глазком взглянуть на то, что творится у других, как у них идет программа! Благодаря умелой координации Галины Доля и нашей мастерской (!) появились невероятные видеоролики о реализации программы в других странах. Мы с удовольствием познакомились сами и показали участникам мастерской прекрасные творения (иначе не назовешь!) из Сингапура (несколько садов), Индонезии, Таиланда (несколько садов), ЮАР, Непала, Пуэрто-Рико, московских детских садов – частные сады Bilingual KIDS Academy, Trilingual Early Education Centre P’titCREF и центр K2L Галины Доля в подмосковной Дубне. Увидели, удивились, вдохновились и осознали, что будем дальше открывать для себя замечательную программу, глубже погружаться в нее, а еще поддерживать связь с мировыми детскими садами, становясь частью прекрасного сообщества. Возможно, и наша встреча станет его ежегодной международной конференцией?!
Кротова Айталина Владимировна, заведующий МБДОУ «ЦРР-Д/с №10 «Туллукчаан» ГО «город Якутск», магистр Шанинки,
организатор и куратор проекта в детском саду/