Алексей Семенов принял участие в региональном семинаре-совещании «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации»

Доклад Семенова Алексея Климентьевича, начальника Управления образования Окружной администрации города Якутска  на региональном  семинаре–совещании

«Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» в Республике Саха (Якутия) 06.10.2020 г.

 

Языки народов России в муниципальной системе образования города Якутска

 

Добрый день, уважаемые коллеги, участники семинара-совещания!

Разрешите вас приветствовать от имени Окружной администрации города, всей педагогической общественности!

Городской округ «город Якутск», как и другие муниципальные образования, в силу имеющихся условий и возможностей  создает условия для реализации прав детей на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также  права на изучение родного языка.

Особенностью нашей муниципальной системы является ее перегруженность.  За период с 2012 года количество обучающихся в школах города увеличилось 14 тысяч человек.

За последние годы наблюдается рост миграции населения из сельской местности, это, в основном, семьи с запросами на получение образования на родном (якутском) языке или на изучение родного (якутского) языка.

В 2012 году по запросу родительской общественности города был принят «План комплексного развития сети групп и классов с родным (якутским) языком воспитания и обучения в муниципальных образовательных учреждениях городского округа «город Якутск на 2012-2017 годы», который был пролонгирован до 2025 года.

Так, количество классов-комплектов, в которых дети обучаются на родном (якутском) языке или изучают якутский язык, увеличилось с 257 классов в 2012 году до 473 классов в 2020 году.

      Какая картина в текущем учебном году, вы видите в таблице: 30% всех обучающихся города изучают родной (якутский) язык и родную (якутскую) литературу.  

Количество

  с родным (якутским)  языком  обучения

  с  преподаванием родного (якутского)  языка и родной (якутской) литературы  

Кол-во классов-компл

Кол-во обучающихся

Кол-во классов-компл

Кол-во обучающихся

Всего 1-9 классы

270   

9661

 203

 5057

1-4 классы

131

4975

76

1660

5-9 классы

139

4686

86

2239

10-11 классы

-

-

41

955

 

Положительная динамика  наблюдается и в дошкольном образовании: 86 групп в 2012 году и 183 группы в 2020 году.

Вы видите таблицу, где показана доля дошкольных групп, в которых дети получают образование на родном (якутском) языке, в округах города

Таблица: доля дошкольных групп, в которых дети получают образование на родном (якутском) языке, в округах города:

Округа

%

1

Автодорожный

25%

2

Гагаринский

15%

3

Губинский

27 %

4

Октябрьский

29%

5

Промышленный

20%

6

Сайсарский

38,8%

7

Строительный

26,2%

8

Центральный

32,8%

9

Мкр.Марха

4, 2%

10

Тулагино

40,8 %

11

Хатассы

100%

В городе Якутске функционируют 5 национальных детских садов, в которых все дети их посещающие, получают дошкольное образование на родном (якутском) языке:  д/с № 51 «Кэскил»,  д/с № 82 «Мичээр»,  д/с № 39 «Ромашка»,  д/с № 70 «Кэрэчээнэ» (с.Хатассы),  д/с № 4 «Сырдах» (с.Тулагино).

В части школьного образования, классы, в которых дети получают образование на родном (якутском) языке, функционируют, в основном, в национальных школах: Якутской городской национальной гимназии, Национальной гимназии «Айыы кыьата», Саха гимназии, Саха политехническом лицее, Национальной политехнической школе №2, в средней школе №38, Хатасская средняя школа. Это является достоянием нашей муниципальной системы образования, его характерной чертой в реализации образовательной и языковой политики.

В остальных школах созданы классы, в которых дети изучают родной (якутский) язык и родную (якутскую) литературу в качестве предмета в основной части Учебного плана.

На образовательной карте города - сегодня 2 школы, в которых дети  изучают эвенкийский язык.

Таблица: количество детей, изучающих родной (эвенкийский) язык

Изучающих эвенкийский  язык как самостоятельный предмет,

всего с 1 по 11 кл

 

 

42

1-4 кл

34

5-9 кл

8

В средней школе №38 эвенкийский язык изучается со 2 по 9 классы в рамках обязательной части учебного плана при делении класса на группы, изучающих родной (якутский) и родной (эвенкийский) языки, общее количество – 18 человек.

Также в этом году в школе №26 создан отдельный класс, с преподаванием родного (эвенкийского) языка. Это 26 детей, чьи родители выбрали данную образовательную программу и через Ассоциацию эвенков активно участвуют в формировании образовательной стратегии по данному направлению.

Для эффективной организации образовательного процесса школой введена штатная единица «тьютора» - носителя  эвенкийского языка, который сопровождает детей и их родителей в изучении  родного языка.

Учебно-методические комплекты для данного класса разработаны Институтом национальных школ и переданы школе Министерством образования и науки РС(Я).

Управление образования имеет планы и изучает возможности для создания условий для изучения других языков малочисленных народов Севера Якутии

Учебный план определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметов.

С введением в 2012 году «Закона об образовании в Российской Федерации» и внедрением ФГОС школам даны широкие полномочия по их разработке и реализации.

В связи с реализацией «Концепции преподавания родных языков народов России» особое внимание уделяется изучению детьми родного (русского) языка.

Языковая ситуация в школах города такая, что мононациональные классы традиционно сформированы для детей, изучающих родной (якутский) язык. Свыше 70% обучающихся города выбирают русский язык обучения и не изучали до прошлого года другие языки народов России как самостоятельный предмет, кроме якутского – это свыше 25% всех обучающихся и эвенкийского – всего 16 человек.   

Но ситуация меняется: тот же эвенкийский язык в школе №26, введение в части школ предмета «родной (русский) язык» в обязательной части учебного плана, введение курса изучения родного (русского) языка через внеурочную деятельность как подготовительный этап к реализации программы изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

На сегодня в городе Якутске выстроена эффективная система  преподавания русского языка как государственного, о чем свидетельствуют результаты единых государственных экзаменов.

Так, в этом году 82,5 % выпускников школы сдали ЕГЭ по русскому языку на 55 баллов и выше, в том числе половина – на баллы свыше 70-ти, и 12 выпускников сдали экзамен на 100 баллов.

Разрешите поблагодарить организаторов семинара-совещания: хочу отметить, что он проходит в момент, когда задача реализации «Концепции преподавания родных языков народов России» актуализирована.

Сегодня на семинаре принимают участие директора школ города Якутска, заместители по содержанию образования, учителя родных языков.

Перед нами стоит задача на новом этапе развития образовательной политики выстроить муниципальную систему изучения родных языков народов России, сохраняя наши традиции и обновляя содержание образования.

Во-первых, шире использовать возможности сетевых образовательных программ в интеграции основного и дополнительного образования.

Здесь хотелось бы отметить важную роль социокультурного контекста, в котором происходит изучение родных языков. В этой связи,  дополнительные программы могут стать компонентами сетевых программ в изучении родных языков. Например, программы оркестра народных инструментов, музыкально-хореографического театра «Зазеркалье» по родному (русскому) языку; фольклорного ансамбля «Одун», литературной мастерской «Тыыннаах тыл» по родному (якутскому) языку и других, реализуемых в учреждениях дополнительного образования города.

 Основным ресурсом остается внеурочная деятельность, реализуемая в интеграции с дополнительным образованием в форме студий, центров, мастерских в школах. В этой связи хотел бы подчеркнуть, что процессы создания структурных подразделений в школах не должны ограничиваться модельными штатными расписаниями, а должны быть продиктованы запросами участников образовательного процесса.

Во-вторых, расширение олимпиадного движения, как это отмечено в Концепции.

В городе Якутске, помимо, муниципального этапа Всероссийской олимпиады по предметам, проводятся городские олимпиады и конкурсы:

  • городская олимпиада по русскому языку для обучающихся 2-4 классов;
  • городская олимпиада по якутскому языку и якутской литературе для 2-4 классов;
  • городской конкурс «Ийэ тыл илгэтэ»;
  • конкурс ораторского искусства «Мир управляется словом» и другие.

На сентябрьском совещании этого года мы обозначили проблему перезагрузки городских олимпиад и конкурсов, в том числе будет  дифференцирован подход к содержанию городских олимпиад с учетом положений «Концепции изучению родных языков народов России».

В этой связи, хотел бы выразить уверенность, что городские методические объединения учителей и отдельные коллективы школ,  по доброй традиции проявят активность в инициировании и реализации городских проектов.

В-третьих, это - расширение проектной и исследовательской деятельности.

С 2017 года по инициативе Управления образования в школах ежегодно в марте проводится Общественный смотр индивидуальных учебных проектов обучающихся 3 классов на русском или родном (якутском)   языках обучения.

Нами утверждено Положение смотра, определены регламенты. Многие школы присоединились к этому движению, анализ показывает, что смотр вызвал семейный интерес, как в части выполнения совместного проекта, так и в части изучения родного языка.

Это направление будем развивать; в том числе будет рекомендовано открыть секции родного (русского), родного (якутского), родного (эвенкийского) языков в проводимых городских конференциях школьников.

В Якутске мы имеем два традиционных мероприятия – это литературно- художественный фестиваль «Театральная весна» и музыкально- фольклорный конкурс «Славянский базар», которые являются творческой площадкой для учителей русской словесности, далее - и для учителей, преподающих предмет «родной (русский) язык».

В целях дальнейшего развития творческой активности педагогов родного (якутского) языка, с 2018 года нами реализуется проект «Тыыннаах тыл», направленный на развитие новых культурных и образовательных практик, в которых актуализируется изучение якутского языка. Партнерами проекта являются Управление образования и учителя Таттинского улуса, имеющего сильные культурные и языковые традиции.

Подытоживая свое выступление, хотел бы акцентировать внимание своих коллег на широкое использование ресурсов и результатов  деятельности научных институтов, развитие социального партнерства и активное участие во всех инициативах, обсуждаемых сегодня. 

Уважаемые коллеги!

Разрешите еще раз поблагодарить всех спикеров совещания. Материалы совещания будут использованы  каждым муниципалитетом, каждым образовательным учреждением в выстраивании грамотной политики и эффективной системы в изучении родных языков народов Российской Федерации.

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.