Активизация внутренних ресурсов выпускников как фактор успешной сдачи экзаменов
«Человек с высокой самоценностью
внушает доверие и надежду»
В. Сатир
Актуальность выбранной темы заключается в проблеме переживания психологического стресса в молодежной среде, в том числе экзаменационного. «Стресс» - в переводе с английского означает напряжение, сжатие, давление, подавленность. Это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные. Подростки чувствуют большую ответственность и вместе с тем боятся не оправдать ожидания родителей, учителей, испытывают страх перед будущими переменами.
В отечественной психологии наметилась тенденция к исследованию психологического стресса. Эту проблему обуславливают многие факторы. Среди них:
- Социальные факторы, к которым относятся социально–политическая и социально-экономическая нестабильность в обществе.
- Социально-психологические факторы. Проблемы, связанные с социальными и межличностными отношениями.
- Личностные факторы, объективно-личностные – кризисы юношеского возраста и субъективно-личностные – особенности высшей нервной деятельности, темперамента, наличие «прошлого стрессового опыта», неадекватная самооценка, повышенная личностная тревожность, напряженность, агрессивность, мотивационные особенности и др.
- Факторы, связанные с особенностями деятельности – учебной, профессиональной, досуговой [1].
Анализируя многочисленные теоретические и прикладные исследования, можно сделать вывод, что именно в молодом возрасте реагирование на стрессогены более интенсивно, чем в пожилом возрасте. Исследованиями данной проблемы занимались А.В. Лурия и А.Н. Леонтьев. В своих выводах, после проведенных исследований с группой, сдающей экзамен, они пишут: «Вызывающая аффект ситуация – это вместе с тем ситуация, глубоко нарушающая все поведение в целом. Особенно при этом страдают наиболее тонкие механизмы поведения; нарушаются высшие ассоциативные процессы, лежащие в основе мышления, понижается способность к воспроизведению (память), искажается регуляция интеллектуальной деятельности. Поведение в целом дискоординируется и затормаживается; более того следы действия аффективной ситуации, сохраняя свое отрицательное влияние, иногда остаются на целые месяцы и годы» [2]. В своих исследованиях Ю.В.Щербатых 80лет спустя отмечает: «Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у школьников» [4].
Одним из основных методов преодоления стресса является активизация внутренних ресурсов обучающихся.
Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри. Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности: 1) выживание; 2) физический комфорт; 3) безопасность; 4) вовлеченность в социум; 5) уважение со стороны социума; 6) самореализация в социуме. Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внешних и внутренних, и других способов нет.
Эффективность профилактики экзаменационной тревожности обучающихся во многом зависит от сформированности эффективных индивидуальных поведенческих стилей в процессе переживания стресса, иными словами – активизации внутренних ресурсов.
С этой целью была разработана программа, направленная на формирование конструктивной, социально-активной жизненной позиции молодого человека на основе развития его личностной стрессоустойчивости, ослабление влияния субьективных стресс-факторов.
Программа предусматривает возможность получения знаний о причинах, характере, особенностях возникновения и развития психологического стресса различного типа, преобладающих поведенческих стилей.
Задачами данной программы являются:
- осознание причин в возникновении и развитии психологических стрессов различного типа;
- овладение базовыми теоретическими знаниями, касающимися факторов стрессовых ситуаций и реакций;
- управление умениями и навыками преодоления деструктивного стресса.
Программа состоит из 3 этапов:
- психологическое консультирование;
- психодиагностика;
- психокоррекция.
Формы и методы работы: диагностическая беседа, анкетирование, тестирование, элементы релаксационных психотехник, визуализация, релаксация, арт-терапия.
Возрастной состав: учащиеся старших классов.
Вариативность реализации программы, включая выбор различных подпрограмм:
- индивидуальная психокоррекционная программа;
- тренинговая программа (групповой формат проведения).
Период проведения программы: в течение учебного года; продолжительность консультаций, диагностики, занятий – 1 академический час.
Некоторые основные упражнения, психотехники,
позволяющие реализовать цели и задачи программы
Релаксационные упражнения.
Условия проведения: выполняются в спокойной обстановке, в течение 10-15 минут. Возможно, под спокойную, функциональную музыку. Желательно 1-2 раза в неделю.
Антистрессовая релаксация (рекомендована всемирной организацией здравоохранения).
- Лягте (в крайнем случае - присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении, одежда не должна стеснять ваших движений.
- Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь. Следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.
- Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до 10 секунд, затем расслабьте мышцы. Таким образом, пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит.
- Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».
- Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите спокойно, как «тряпичная кукла».
- Наступает пробуждение. Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым».
Упражнения, развивающие позитивное мышление в проблемных ситуациях.
Упражнение «Мой враг – мой друг».
После конфликта с кем-либо чаще всего вы оцениваете этого человека сугубо отрицательно. Вы настроены критиковать его: выделяете его недостатки и в определенной мере зацикливаетесь на них. Вы переложили свою вину на данного человека и тем самым «закрыли» для себя возможность конструктивного подхода в решении проблемы.
Объективное представление предполагает видение не только негативных сторон, как это бывает в конфликтной ситуации, но и имеющихся позитивных характеристик. Более того, недостатки являются следствием достоинств и, наоборот, достоинства перерастают в недостатки.
Для данного упражнения необходимо взять чистый лист и разделить его на две половины – правую и левую. В левой части листа запишите особенности человека, с которым вы пережили конфликт и противостояние. В правой части продолжайте свой список, переводя отмеченные отрицательные качества в положительные. Постарайтесь завершить свою оценку, отметив не только отрицательные качества, но и проанализировав их позитивное продолжение. Например, в левой части вы записали:
- Отсутствие достаточного жизненного опыта.
- Резкость в общении.
- Излишняя поспешность в принятии решений.
- …
Продолжая отмеченные качества в сторону позитива, в правой части листа можно написать следующее:
- Открытость, эвристичность, возможность начать новое дело, решить новую проблему.
- Критичность, способность увидеть допущенные ошибки.
Овладение навыками ведения «Дневника стресса» и «Календаря радостей».
«Дневник стрессов» представляет собой регулярное ведение записей об особенностях своего стрессового состояния, анализируя свои ощущения на физиологическом, эмоциональном, поведенческом уровнях. Желательно систематически вести записи, анализируя причины (факторы) своего стрессового состояния в свободной форме. Возможно использовать различные варианты записей.
«Календарь радостей» представляет собой методику, актуализирующую положительные эмоциональные состояния, успехи, достижения в различных сферах жизнедеятельности. Записи необходимо вести систематически (желательно ежедневно).
Инструкция. В данном календаре вы должны ежедневно записывать свои радости, успехи, достижения, которые вы пережили за день. Записывайте все, даже самые незначительные положительные события. Желаем вам успеха в заполнении данного календаря. «Календарь радостей» возможно сочетать с методикой «Цветопись» Лутошкина.
Ожидаемые результаты работы с обучающимися:
Показателями эффективности программы будут служить следующие характеристики:
- формирование и развитие стрессоустойчивости, как многопланового интегрального качества личности;
- снижение невротизации психической, эмоциональной сферы;
- развитие позитивного, конструктивного мышления в проблемных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
- Коврова, М. Ю. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде / М. Ю. Коврова. – Кострома, 2005.
- Лурия, А.Р. Экзамен и психика / А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев // Экзамен и психика: сб. – М.; Л., 1929. Работы психологической лаборатории Академии коммунистического воспитания им. Н.К Крупской. / Вып. 3. – (Перепечатано в А.Р. Лурия. Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии.) – М., 2003.
- Павлова,М. А., Гришанова О.С. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ : профилактика эзаменационной тревожности. – Волгоград : Учитель, 2011.
- Щербатых, Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: автореф. Дис. … д-ра биол. наук / Ю. В. Щербатых. –СПб., 2001.
Грекова Жанна Валентиновна,
педагог-психолог
МБОУ «Центр психолого-медико-социального
сопровождения» ГО «город Якутск».