Профилактика аутоагрессивного поведения обучающихся: комплексный подход
Профилактика аутоагрессивного поведения подростков-школьников является важнейшей проблемой педагогической теории и практики, так как служит сохранению жизни и здоровья детей и подростков, оказавшихся в кризисной и тяжелой жизненной ситуации, незащищенными и утратившими смысл жизни в ситуации дезадаптационного конфликта. Такая профилактическая работа в ОУ предполагает создание целостной системы, дающей шанс на сохранение жизни и здоровья в условиях острой психотравмирующей ситуации развития. Психолого-педагогическая профилактика суицидальной активности будет эффективной, если реализуется следующий комплекс условий:
- своевременное выявление так называемой «группы риска»;
- организация психолого-педагогической работы, направленной на оказание помощи подросткам в осмыслении ими жизни как главной ценности и на активизацию самопознания учащихся путем организации их психологического просвещения;
- направленность взаимодействия структур данной системы на позитивное изменение внешней среды кризисных подростков, способное повлечь за собой внутренние изменения их личности в сторону самоукрепления и самостабилизации;
- оказание системной поддержки в развитии подростков, включающая в себя диагностику и индивидуальную работу;
- организация работы, направленная на повышение и/или расширение специальной компетентности педагогов, родителей, работников служб системы профилактики.
14 февраля МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» ГО «город Якутск» провел семинар городского методического объединения педагогов-психологов школ г. Якутска «Эффективные приемы и методы работы с детьми «группы риска». Профилактика аутоагрессивного поведения». Всего приняло участие 51 человек: 48 педагогов-психологов и 3 социальных педагога. Работа велась в трех группах по принципу «вертушки», и в каждой была проведена практическая работа, раскрывающая следующие темы:
- «Разнообразие форм и методов работы педагога-психолога с детьми «группы риска», ведущий – Тарская Ксения Евгеньевна – педагог-психолог МОБУ СОШ № 15;
- «Регламент взаимодействия педагога-психолога с социальным педагогом, классными руководителями при сопровождении детей «группы риска», ведущий – Ноговицына Анна Михайловна – педагог-психолог МОБУ СОШ № 31;
- «Организация психолого-педагогической работы с родителями детей «группы риска», ведущий – Рунова Оксана Леонидовна – педагог-психолог МОБУ СОШ № 10.
Для повышения эффективности и результативности семинара, ведущие выбрали форму практико-ориентированных занятий в группах с использованием проектной деятельности, мозгового штурма, элементов тренинга и т.п.
Анализ обратной связи от участников встречи показал, что тема семинара оказалась весьма актуальной для специалистов, занятия прошли продуктивно и очень насыщенно. Педагоги-психологи отметили, что своевременно получили возможность расширить и обогатить свой профессиональный методический инструментарий, ознакомиться с успешным опытом коллег; обсудить наиболее актуальные моменты своей профессиональной деятельности и получить ответы на многие свои вопросы.
Любовь Колодкина.