Школьные педагогические чтения как стимул для активизации исследовательской деятельности педагога
1 февраля 2019 г. в МОКУ С(К)ОШ-И № 34 прошли школьные педагогические чтения по теме «Технология развития и привития жизненных компетенций у детей с ОВЗ», посвященные юбилею педагогической деятельности учителя индивидуального обучения высшей квалификационной категории Людмилы Кирсановны Колпашниковой, отличника просвещения РСФСР, обладателя знака «Методист Якутии».
Цель педагогических чтений – повышение профессионального уровня педагогических работников школы в рамках реализации Программы развития школы-интерната на 2015-2020 гг. по направлению «Формирование профессиональной компетентности педагогического коллектива».
В работе педагогических чтений приняли участие 11 педагогов школы-интерната. К участникам чтений с приветственным словом обратилась Людмила Кирсановна. На примере своей ученицы индивидуального обучения она выделила 3 направления развития жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ: социальная, личностная и образовательная.
Участники поделились своими практическими наработками, презентовали идеи, оказавшиеся эффективными при разработке технологий развития и привития жизненных компетенций. Представили свои доклады с использованием таких форм, как презентация программы, обобщение опыта работы, представление результатов деятельности с использованием схем, таблиц, фотоальбомов, видеоматериалов.
По итогам педагогических чтений были определены три победителя в номинациях:
«По дороге к мастерству» - Григорьева А.М., учитель начальных классов. Тема доклада: «Формирование жизненных компетенций на уроках СБО у младших школьников с у/о». Айсара Михайловна использует в работе с учащимися организованное обучение и воспитание, привитие ранних трудовых навыков, поддержку интересов ребенка, открытие возможности занять активную позицию в обществе и достичь максимально доступного ему уровня жизненной компетенции.
«Поиск новых форм сотрудничества» - Платонова Л.С., учитель начальных классов. Тема доклада: «Приемы социализации особого ребенка». Она отметила, что методы, способы, приёмы учителя и родителей ребенка должны перекликаться друг с другом. Так как родители и учитель ставят перед собой единую цель - получение ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Во-первых, налаживание контакта с ребенком: индивидуально-доверительные беседы «глаза в глаза» - «Расскажи о своей любимой игрушке», «О чем мечтаешь?», «Чем ты сегодня хочешь заниматься?» и т.д. Рассматривание личных мини-коллекций ребенка, рисунков. Тактильные контакты (подержать ребенка за руку, погладить по голове), совместная деятельность с ребёнком, создание индивидуальных художественных альбомов, пальчиковые и другие игры, настрой на позитивное сотрудничество. Всё это - эффективные способы индивидуализации общения педагога и персонализации внимания к ребёнку.
Во-вторых, взаимодействие с родителями ребенка также является важным условием для позитивной социализации. Задачи воспитания и развития ребёнка могут быть успешно решены только в том случае, если учитель будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Поиск и установления контактов, изучение семьи, опрос, посещение на дому, составление социального паспорта. Чтобы ребёнок был успешен, ему важно знать, что самые близкие ему люди любят его, понимают, разделяют все его интересы.
«Духовный воспитатель» - Иванова Р.А., учитель начальных классов. Тема доклада: «Привитие жизненных компетенций при обучении ребенка с РАС». Раиса Афанасьевна поделилась, что на уроках применяет такие методы формирования жизненных компетенций как социальные истории и использование визуальной поддержки. Она отметила, что по методу визуальной поддержки для формирования многих функциональных навыков обучающихся с РАС требуется большое количество подсказок. В частности, это касается тех навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов. Практика показывает, что чаще всего ученики нуждаются в подсказках со стороны педагога и родителей (ассистентов) не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому.
По итогам педагогических чтений участники пришли к следующим выводам:
1. Состоялся обмен результатами практической деятельности педагогов ОУ по привитию жизненных компетенций обучающимся с ОВЗ.
2. Педагогические чтения дают возможность активизировать взаимодействие педагогов в достижении качественного результата образования, распространении современных перспективных технологий и методик развития образовательного процесса.
3. Участие в педагогических чтениях является стимулом для активизации исследовательской и экспериментальной деятельности педагога, развивает потребность в профессиональном общении, творческой самореализации.
Подводя итоги нужно отметить, что овладевая жизненными компетенциями, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет значительно больше шансов на успешную социализацию в обществе, адаптацию к интенсивно меняющимся социальным условиям, максимальную доступную для него самореализацию.
Алексеева Е.А.,
руководитель Службы сопровождения