Заседание Совета по развитию сети национальных образовательных учреждений ГО "город Якутск"

   Очередное заседание Совета по развитию сети национальных образовательных учреждений ГО «город Якутск» посвящено вопросу организации условий

для воспитания и обучения на якутском языке в с. Тулагино.

9 июня 2015 г. в Тулагинской школе им. П.И. Кочнева состоялось очередное заседание Совета по развитию сети национальных образовательных учреждений городского округа «город Якутск» в виде круглого стола по вопросам организации условий для воспитания и обучения на якутском языке в с. Тулагино.

Круглый стол организован и проведен под председательством Любимовой Ирины Павловны, заместителя начальника Управления образования Окружной администрации г. Якутска. Участниками круглого стола стали руководители и педагоги муниципальных образовательных учреждений с.Тулагино и с.Сырдах: МОБУ «Тулагинская СОШ им. П.И. Кочнева» (директор Иванова Изабелла Сидоровна), МБДОУ №4 «Сырдах» (заведующая Федотова Клара Филипповна), МБДОУ № 72 «Кэнчээри» (заведующая Илларионова Юлия Степановна), МБДОУ № 73 «Светлячок» (заведующая Ушницкая Саргылана Семеновна).

Мероприятие объединило сразу 4 учреждения дошкольного и общего образования вокруг общей проблемы, решение которой требует консолидированного подхода касаемо открытия дополнительных якутских групп, поддержки агронаправления во всех образовательных учреждениях села, создания педагогических условий для обучения якутскому языку, литературе и культуре народов РС (Я).

По последним данным в с. Тулагино и близлежащем с. Сырдах количество воспитанников в детских садах составляет 375 детей, количество обучающихся в школе – 489 детей. Школа им. П.И. Кочнева является агропрофилированной школой, которая ведет интенсивную работу по приобщению детей к трудовой деятельности, а также к якутскому фольклору. В школе работает проект «Саха уhаайбата», национальные музыкальные ансамбли. По языку обучения начальные классы являются якутскими, затем обучающиеся переходят в среднее звено в якутские классы с русским языком обучения. Во всех русских классах ведется обучение национальным предметам.

Сельские детские сады являются разными по языку воспитания. Сырдахский детский сад является единственным в селе, который был открыт в 1960 г. именно как национальное образовательное учреждение, и по настоящее время воспитание детей в нем ведется на якутском языке. Отметим, что планируется строительство и открытие еще одного сада в этом районе на 240 мест. В данное время из 13 выпускников детского сада «Сырдах» в новом учебном году в Тулагинскую школу поступят 4 детей, остальные – в гимназии и другие школы столицы. Детский сад «Кэнчээри» имеет и русские, и национальные группы, в которых воспитывается 200 детей, в национальной группе – 31 детей. В следующем учебном году планируется открыть дополнительную национальную группу. Данное дошкольное учреждение является из трех имеющихся самым крупным в с.Тулагино, и из 14 выпускников 12 поступают в местную школу. Детский сад «Светлячок» функционирует как учреждение с русскими группами, в которых воспитывается 91 детей.

Руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений отмечают уменьшение количества поступающих в национальные группы за последние три года, связывая это с различными факторами, в том числе с результатами анкетирования родителей, многие из которых предпочитают отдавать своих детей в группы с русским языком воспитания. Родители в свою очередь связывают свое решение с тем, что 1) детей нужно заранее направить в русло воспитания и обучения на русском языке, т.к. именно русский язык имеет перспективу как языка профессионального образования, 2) большая учебная нагрузка в начальных классах, т.к. добавляется еще 5 ч за счет изучения предметов национального цикла, 3) в среднем звене все классы переходят на учебники, написанные на русском языке, 4) при переходе с якутского языка обучения на русский язык обучения (в 5-6 классах) у детей замечают замедление в речи.

Выслушав и обсудив мнения участников круглого решено было развить два основных направления работы в образовательных учреждениях, которым важно вести образовательную деятельность в едином русле в плане создания благополучной билингвальной образовательной среды. Было рекомендовано разработать сквозную программу по типу «сад-школа» в агропрофильном и этнокультурном направлении, так как приобщать детей к трудовой деятельности и самобытной культуре (традиционным народным промыслам, обычаям и обрядам) целесообразно с малых лет и развивать сформированные у них навыки в течении непрерывного образования.

 

 

 

 

 

Унарова В.Я., ОРО

Фото: Лыткина Л.

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.