Школа – территория для всех.
В МОБУ СОШ № 9 им. М.И. Кершенгольца 13 февраля прошел городской семинар учителей русского языка и литературы «Школа – территория для всех».
Открыла семинар директор школы, учитель русского языка и литературы Нина Петровна Черных, поприветствовав всех и пожелав удачной работы. Нина Петровна раскрыла тему семинара, познакомила присутствующих с работой педагогов школы по данной проблеме.
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации педагогических кадров, задействованных в организации и осуществлении интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.
Тринадцать преподавателей МОБУ СОШ № 9 прошли курсы повышения квалификации: десять по теме: «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в контексте требований ФГОС» АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования»; два «Современные подходы к организации инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»; один «Инклюзивное образование: новые подходы к реализации ФГОС» Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского.
В школе создана рабочая группа, которая разработала локальные акты, привела в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников, составила план методической работы, обеспечивающие введение ФГОС образования детей с ОВЗ.
На данный момент в школе обучается четверо детей, имеющих инвалидность. Данные обучающиеся социально адаптированы, интеллектуально развиты. Таким ребятам рекомендован индивидуальный подход на уроках физической культуры. Девять детей с ограниченными возможностями здоровья. Особую трудность вызывают дети, которым рекомендовано обучение в классах VII вида, данных обучающихся в школе - два человека.
Формы организации образовательного процесса:
• классы общеобразовательной школы
• индивидуальное обучение на дому по справкам ВКК
• дистанционное обучение
Дети с ОВЗ обучаются в классах общеобразовательной школы по общеобразовательным программам, адаптированным к уровню индивидуального развития детей с использованием специальных методов и приёмов коррекционно-развивающего обучения и психосберегающих технологий.
В школе разработана система отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения; система по формированию социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Ведется психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
С помощью программы БОС (биологическая обратная связь) «КОМФОРТ» Олеся Анатольевна Кузьмина, заместитель директора по ВР корректирует психоэмоциональное напряжение у детей и подростков, учит диафрагмальному дыханию. Эффекты: нормализация регуляции нервной системы способствуют восстановлению функциональных ресурсов организма, что сказывается на повышении работоспособности организма, улучшении концентрации внимания. А восстановление баланса нервных процессов обеспечивает повышение точности выполнения работы.
Любовь Иннокентьевна Мордосова, учитель русского языка и литературы СОШ 9 рассказала об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поделилась с коллегами специальными методиками для обучения детей с ОВЗ.
Дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Марта Михайловна Назарова, учитель русского языка и литературы СОШ 9 прокомментировала обучение детей с ОВЗ, приемы и методы, которые применяет на уроках. Считает, что учитель может быть успешен, если он достаточно гибок в работе, интересуется трудностями и готов пробовать разные подходы, уважает индивидуальные различия.
Елена Владимировна Сивцева, учитель русского языка и литературы МОКУ С(К) ООШ №22 (VII вида) продемонстрировала приемы активизации деятельности учащихся с ЗПР на уроках русского языка.
Лариса Николаевна Иванова, учитель русского языка и литературы МОКУ С(К) ООШ №22 (VII вида) поделилась опытом по теме «Театрализация как средство формирования личностных качеств обучающихся с ЗПР». Занятия театральной деятельностью детей с ЗПР дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента.
Диана Николаевна Заздравных, учитель русского языка и литературы СОШ 9 озвучила методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ.
Ирина Валерьевна Тюменцева, учитель русского языка и литературы СОШ 9 подробно объяснила понятие билингвизм. Раскрыла роль речи в психоэмоциональном развитии ребенка-билингва. Правильная русская речь двуязычного ребёнка — залог успешной учёбы, здорового психологического фона его общения со сверстниками и взрослыми, овладения русским языком, будущей профессией и успешной интеграции в общество.
Надежда Николаевна Нижник, начальник отдела передового педагогического опыта Управления образования дала высокую оценку организации городского семинара, поблагодарив директора школы, учителей за качественную подготовку мероприятия. Приглашенные педагоги выразили слова благодарности учителям, отметили их профессиональную компетентность, выразили надежду на дальнейшее сотрудничество по обмену опытом работы.
В завершении семинара Нина Петровна поздравила коллег с Масленицей и пригласила в столовую полакомиться блинами и другими масленичными яствами.
Источник: МОБУ СОШ № 9 им. М.И. Кершенгольца.