13 сентября 2017 г. в МАДОУ «Д/С №18 «ПРОМЕТЕЙЧИК» прошел круглый стол «Обеспечение преемственности ДОО и ОО в контексте ФГОС»
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л.С. Выготский
Цель круглого стола – рассмотреть новые подходы к организационной модели преемственности в системе «детский сад – начальная школа», выявить эффективные механизмы сотрудничества, партнерства, предполагающие формирование инновационной модели преемственности.
Количество слушателей: 43
Целевая аудитория: специалисты УО г. Якутска, завучи СОШ, учителя начальных классов, зам. директора СОШ, воспитатели, замы по УВР, старшие воспитатели, педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды
Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности между ступенями образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы. Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Участники круглого стола поделились с мнениями о проблемах, которыми сталкиваются с при обеспечении преемственности детского сада и школы:
1.В процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не
нужен, нигде не учитывается.
2.Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному
обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое.
3.Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются
поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
- Недостаточное сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности.
Сравнивая модели выпускника ДОО и начальной школы, участники отметили:
- отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования;
- на недостаточную подготовку детей, не охваченных дошкольным образованием;
- тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, чтобы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов;
- проблему недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.
Участниками круглого стола было предложено:
Руководителям ДОО и СОШ
- обеспечить условия для взаимодействия ДОО и СОШ:
Формы осуществления преемственности
Работа с детьми:
- экскурсии в школу
- посещение школьной библиотеки, школьного музея
- знакомство и взаимодействие дошкольников с
учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности,
игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- совместные праздники и соревнования.
Работа с педагогами:
- проводить совместные семинары руководителей ОО с представителями Министерства образования и науки РС (Я), городского управления образованием, преподавателями кафедры ДО по апробации показателей эффективности деятельности дошкольных учреждений;
-разработать и реализовать комплекс мер по активизации работы по установлению преемственных связей между школой и детским садом;
- совместное: планирование, беседы, педагогические советы; семинары, мастер-классы, круглые столы; открытые просмотры образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе;
Работа с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОО и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- консультации с педагогами ДОО и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- анкетирование и тестирование родителей.
Участники круглого стола приняли следующее решение:
- необходимо разработать план по взаимодействию ДОО и школы и родителей;
- более тесно сотрудничать друг с другом, проводя совместные мероприятия по обсуждению
возникающих проблем;
- учителям посещать в ДОО занятия и использовать игровые технологии, формы, методы и приемы, которые используются педагогами детского сада;
- педагогам в детском саду необходимо прогнозировать те проблемы, которые могут
возникнуть у ребенка в начале обучения и работать над ними;
- педагогам посещать школьные уроки с целью информированности о возникающих
трудностях выпускников ДОО;
- начальная школа должна иметь информацию о ребенке, о сильных и слабых сторонах его
личности;
- необходимо разработать проект по преемственности ДОО и школы.