Курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию
В городе Якутске, на базе ООШ №18, с 13 по 16 июня проводятся курсы Института управления образованием Российской академии образования «Современные подходы к организации инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС».
На открытии курсов участников приветствовали начальник Управления образования Окружной администрации города Якутска Василий Петров, директор ФГБПУ «ИУО РАО» Сергей Неустроев.
Институт создан постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г.). В состав научного коллектива ФГБНУ «ИУО РАО» входит 3 академика РАО. 30 докторов наук, 36 кандидатов наук.
ФГБНУ «ИУО РАО» имеет филиал в Санкт-Петербурге.
Учредитель ФГБНУ «ИУО РАО» - Министерство образования и науки Российской Федерации.
Институт является Базовой организацией государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности (Решение глав правительств СНГ от 22.11.2007 г.). Институт является разработчиком Модельного закона «Об инклюзивном образовании» и Модельных рекомендаций в области психолого-педагогического и организационного обеспечения развития инклюзивного образования в государствах участниках СНГ и его эффективных образовательных практик (Протокол №З заседания Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ от 09.09.2015 г.)http://iuorao.ru/
В рамках курсов выступят с лекциями Лебедева А. В., к. психол.н., доцент, и.о. зав. кафедрой педагогики инклюзивного образования, ГАОУ ВО Московский институт открытого образования, Дмитрий Выгонов, ведущий специалист отдела инклюзивного образования группы компаний «Исток Аудио», Любимова М. М., к.п.н, доцент кафедры логопедии Института детства Московского государственного педагогического университета (темы лекций: "Разработка адаптированных образовательных программ. Организация деятельности службы психолого-педагогпческого и социального сопровождения". "Деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации (ППк). Коррекционно-развивающее сопровождение учебно-воспитательного процесса Консультации").
Со слов начальника отдела развития образования Ульяны Сыроватской, в течение года под руководством Сергея Неустроева, директора ФГБПУ «ИУО РАО» Управление образования, образовательные учреждения г.Якутска работали плодотворно, насыщенно и сегодня, это уже шестые курсы, проводятся по заявленным с нашей стороны проблемным вопросам и имеют очень хорошие результаты. Например, два курса по многоуровневой системе оценки качества образования. Около 30 столичных школ подключились и продолжают работать по данной теме. Также, были организованы курсы по профильному образованию - 25 заместителей директоров выезжали в г. Москва, и уже сейчас наши специалисты начинают разрабатывать новые локальные нормативные акты по данному направлению.
Василий Петров, начальник УО: «Мы должны работать по данной теме очень напряженно, но на сегодня, у нас не везде созданы условия. Тем не менее, мы должны знать, что от нас требует ФЗ «Об образовании в РФ», проверяющие организации, готовить не только образовательные учреждения по внедрению инклюзивного образования, но и готовиться самим и наших педагогов. Это большая работа, которая будет продолжаться постоянно, и я уверен, что вы как представители образовательных учреждений, во-первых, доведете информацию до своих руководителей, чтобы они восприняли это как факт, который у нас уже есть и развивать это направление в школах и других образовательных учреждениях».
Также, Василий Васильевич отметил, что количество детей с ОВЗ, к сожалению, увеличивается в городе Якутске, поэтому необходимо в образовательных учреждениях создавать хорошие условия, чтобы они получили качественное образование.
Директор Института управления образованием Сергей Неустроев в своем приветственном выступлении подчеркнул, что институт проводит курсы по различным тематикам, в данном случае, наиболее актуальным на сегодня - инклюзивное образование. Для преподавания курсов привлекают не только самых лучших сотрудников института, но и сотрудников других ведущих Московских институтов, образовательных, научных организаций.
Сергей Неустроев обратил внимание, что мировая практика говорит, если ребенок с ОВЗ с сохранным интеллектом, то он должен обучаться в обычной школе, но для этого необходимо создавать особые условия: инфраструктуру, кадры, адаптивные образовательные программы, чтобы детей быстрее интегрировать в общество. С 1 сентября прошлого года соответствующий ФГОС вступил в силу, а обязательным стало с момента принятия Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ. Сами образовательные учреждения и учителя должны быть готовы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Сергей Сергеевич отметил, что: «На курсах по профильному обучению мы привлекали экспериментальную площадку - школу №1253 г. Москвы по углубленному изучению иностранных языков. Я думаю, такая практика, когда мы отбираем самое лучшее, что имеется в России, Москве и доводим до наших коллег г. Якутска, такие неплохие ориентиры позволят вам поддерживать не только свои личные компетенции, но и правильно разрабатывать стратегии развития своих школ. В проекте ФГОС руководителя подразумевает непрерывно работать над стратегией развития своего образовательного учреждения».
О нормативно-организационном и программном обеспечении реализации требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): федеральные, региональные, локальные нормативные правовые акты, рассказала Анна Лебедева: «Специалист, администратор должен разбираться в вопросах, касающихся и непосредственно, регламентирующих основные положения для того, чтобы понимать общую ситуацию, чтобы говорить на одном языке. Это достаточно важно и актуально. К примеру, Анна Васильевна сказала, что курс государственная политика в сфере образования вводится в системе высшего образования, в системе дополнительного профессионального образования, т.е. любой курс повышения квалификации мы начинаем с основ (азов) государственной политики в сфере образования. То же самое, если мы говорим о курсе по программе переподготовки. Поэтому это основная, составляющая курса. Большинство вопросов, которые задают мне и моим коллегам, находятся в тех нормативно-правовых документах, которые являются обязательными».
Также, в своей лекции Анна Лебедева остановилась на знаниях о правах человека, его историческом, теоретическом и практическом аспектах.
Дмитрий Выгонов выступил по теме: «Программно-технический инструментарий обеспечения образовательных прав обучающихся с ОВЗ»: Программа «Доступная среда» имеет две цели – это безбарьерность и материально-техническая база. Доступная среда – это государственная программа, т.е. государство выделяет деньги под эту цель. Инклюзивное образование - это часть доступной среды. Доступная среда не только в образовательном учреждении, ее нужно создавать и в культуре, и спорте, во всех учреждениях, куда могут попасть люди с ОВЗ. По законодательной части - есть паспорт доступности, это специальный документ. С этим паспортом учреждение обращается в свой орган, осуществляющий управление в сфере образования, который его курирует. Если учреждение поставит пандусы и скажет, что создали доступную среду, то это лишь малый шаг. На самом деле, это большая программа и кропотливая системная работа. В первую очередь руководитель должен создать безбарьерность, чтобы ребенок с ОВЗ смог попасть в образовательное учреждение, после этого - организовать учебный процесс с необходимой МТБ; никто не знает какой ребенок придет в школу сегодня или завтра, поэтому нужно к этому вопросу подходить комплексно.
Алексей Петров, директор школы №18 провел экскурсию по новому зданию, где гости ознакомились с учебными кабинетами.
Начальник Управления образования Василий Петров поблагодарил лекторов Института и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.
Отдел информационного обеспечения
Управления образования г. Якутска