Методический семинар «Приемы и средства повышения мотивации на уроках русского языка и литературы»
С целью распространения успешных практик по повышению мотивации на уроках русского языка и литературы 22 октября 2024 года в МОБУ «Якутская городская национальная гимназия имени А.Г. и Н.К. Чиряевых» города Якутска проведён семинар «Приемы и средства повышения мотивации на уроках русского языка и литературы».
В нём приняли участие руководители ШМО учителей русского языка и литературы города. Ефремова С.Н., заместитель директора гимназии: «Наш семинар о мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы, об умениях наших педагогов силой своего личностного воздействия заинтересовать обучающегося, пробудить в нем радость познания, мотивировать к обучению путем применения целого арсенала педагогических средств: выразительного голоса, мимики, настроения, улыбки, увлекательной подачи информации, темпа обучения, эффекта новизны технологий и т.д».
Волнение охватывает душу в читальном зале на инсталляции «Мир русской усадьбы», связанной с именем великого русского поэта А. С. Пушкина. Надеемся, что когда-либо любознательные гимназисты доберутся до пушкинских мест. Участники семинара пили чай, а также увидели знаменитые английские, тульские самовары … Это было «путешествием в историю русской утвари 19 века». Продолжил практическую часть семинара урок «Он победил и время, и пространство» (А.А.Ахматова) в 9 классе.
На уроке учащиеся читали стихи А.С.Пушкина, переведенные на английский и якутский языки. Дети учились видеть красоту родного и русского языков, учились обращать внимание на лексическое значение слов при выразительном чтении и переводе. Наталья Михалева-Сайа сумела передать лиризм пушкинских строк «и милость к падшим призывал...», глубину философского раздумья о смысле жизни. Провели данный урок Илларионова В.И., учитель русского языка, Бурнашева О.В., заведующая ИЦМ, Назарова В.В., учитель английского языка.
Учителя Ильина В.А., Романова Л.И., Румянцева Н.О. продемонстрировали приемы оценки результатов письменных работ по русскому языку и литературе с использованием различных интернет-ресурсов, а Назарова В.Н. – по теме «Ресурсы сервиса worldwall на уроке русского языка» в 9а классе. Автоматизированные тесты привлекают возможностью проведения быстрого и объективного оценивания качества знаний, при регулярном использовании побуждают к систематическим занятиям по предмету, что способствует формированию дополнительной мотивации к обучению. Попова М.Н., к.п.н, провела мастер-класс по теме «Рефлексия как средство индивидуализации на уроках литературы в 7б классе. Идея учителя: «Главным источником учебной мотивации является «ощущение» ученика активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат, «ощущение» самостоятельности «я это понял/не понял, умею/не умею, научился, планирую, предстоит разобраться..».
Адамова С.А. предложила онлайн-курс подготовки к ЕГЭ по драме «Гроза» А.Н. Островского в 11 классе. Такой подход позволяет выстроить концепцию и учебную программу курса, найти индивидуальный подход, сделать процесс обучения эффективнее.
Опытом подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе поделилась Т.Н.Федорова. В 2021 году Иванов Владислав, ученик Татьяны Николаевны, получил 100 баллов по литературе.
«Обучающемуся важно понимать, что важнейшим условием успешной сдачи экзамена является знание текстов художественных произведений и умение применять эти знания для их непосредственного анализа. Владик готовился к экзамену целенаправленно: его цель - поступить на филологический факультет. Призер, победитель олимпиад, НПК, участник театральных постановок класса. Уклад, атмосфера событий для учащихся в гимназии - система воспитательной работы влияла не только на его общий уровень развития, но и развивала критическое мышление, которое так необходимо на ЕГЭ», - отметила Татьяна Николаевна.
Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает индивидуальные консультации, привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет, индивидуальные стратегии подготовки к ЕГЭ.
В результате работы участниками семинара отмечены актуальность и новизна полученной информации. Данный семинар продемонстрировал высокий уровень методической активности педагогов кафедры.
Винокурова Марияна Васильевна, методист МОБУ Якутская городская национальная гимназия имени А.Г. и Н.К. Чиряевых» г. Якутска