В Якутске обсудили перспективы муниципальной системы образования
В рамках Форума «Педагоги Якутска: инновации в методической работе» сегодня прошла переговорная площадка «Моделирование муниципальной системы научно-методического сопровождения профессиональной подготовки и развития педагогических кадров».
Модератором площадки выступила Мария Петрова, начальник Управления образования Окружной администрации города Якутска. В работе площадки приняли участие эксперты:
Золотарева Ангелина Викторовна, член-корресподент Российской академии образования, д.п.н., профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
Байбородова Людмила Васильевна, академик Российской академии естественных наук, д.п.н., профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, заведующий кафедрой педагогических технологий;
Федоров Михаил Прокопьевич, директор Педагогического института Северо- Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, к.п.н.;
Захарова Надежда Игнатьевна, руководитель Департамента государственной политики в сфере общего образования, воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия).
С приветствием к участникам обратилась Надежда Захарова, руководитель Департамента государственной политики в сфере общего образования, воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РС(Я). В своем выступлении она отметила важность консолидированного подхода к повышению качества подготовки и профессионального развития педагогов, объединения усилий государственных органов, муниципалитета, профессиональных сообществ, профессиональных организаций, выпускающих дипломированных специалистов.
Золотарева Ангелина Викторовна, член-корреспондент Российской академии образования, д.п.н., профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, эксперт, рассказала, что события последней недели связаны с созданием на базе города Якутска муниципальной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников. Эта тема стала темой федеральной инновационной площадки Российского министерства образования. Соответствующий статус был присвоен весной этого года. В эту площадку вошли четыре образовательных организации города Якутска. Это Дворец детского творчества с Центром профессиональных компетенций, школа № 2, школа № 31 и детский сад № 7 «Остров сокровищ».
«Сейчас в России идет большая волна по созданию единой федеральной системы образовательной политики. Наш проект создания муниципальной системы единого образовательного пространства и помощи в профессиональном развитии педагогических кадров был поддержан Российской академией образования. И в этом проекте есть очень важная вещь - образовательная организация должна стать субъектом сопровождения педагога. Что будет входить в эту площадку и какую инновацию мы будем создавать? Мы начали работать еще не получив статуса, год назад. Пытаемся выявить проблемы с затруднениями у педагогов. Этим занимается Центр профессиональных компетенций, и больше двух тысяч педагогов прошли тесты на метапредметные компетенции. Сегодня с методическими объединениями всех предметов как раз обсуждали - как работать с этими материалами и результатами, как их обрабатывать, какие наиболее типичные затруднения есть у педагогов, чему в первую очередь надо учить педагогов. Исследование показало, что часть педагогов не умеют грамотно, правильно ставить цель как ожидаемый результат, и не видят пути ее достижения. Технологическая компетенция - грамотное применение, подбор технологий, которые позволят эту цель реализовать. Поэтому разговаривали с председателями, какие курсы сейчас, по какой тематике позволят повысить качество образования. Мы в этом году очень прицельно работали с учителями математики. И у нас математика «выстрелила» - повысилось качество математики по итогам ЕГЭ, ОГЭ в городе Якутске относительно прошлых лет».
Ангелина Викторовна рассказала также, что большое значение в этой системе имеет разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Есть приказ министерства просвещения России, что к 2030-му году все педагоги должны иметь индивидуальный план своего развития, у каждого должен быть разработан индивидуальный образовательный маршрут. Такой прецедент создается во Дворце детского творчества для педагогов дополнительного образования. Больше 30 человек уже имеют эти программы, и этот опыт будет распространяться на всех.
На прошедшей вчера встрече в детском саду обсуждали STEM-образование, потому что оно очень востребовано в плане формирования профессиональных компетенций воспитателей.
"Единое образовательное пространство означает, что школы будут работать с молодыми педагогами, чтобы выпускников поддерживать и закреплять в профессии. Чтобы студенты СВФУ и педколледжа могли проходить практику по актуальным вопросам, которые студенту надо освоить. Следом в подготовке педагога идет профильная школа, особенно педагогические классы. По нескольким направлениям проводится работа, вокруг них уже сформировалось определенное количество школ. Эту позицию субъекта следует развить, распространить. Это все мы сегодня обсуждаем, обговариваем, планируем, потому что это начало работы, хотя уже многое и сделано».
Мария Петрова, начальник Управления образования ГО «город Якутск» дала «ЭС» комментарий о работе площадки.
- В Якутске реализуется мастер-план, по которому до 2030 года будет построено 12 школ и 18 детских садов. Идя к 400-летию города Якутска, мы должны не просто ожидать новоселья в этих школах, а самое главное - мы должны готовить педагогические кадры, которые придут в эти прекрасные новые здания и на таком же прекрасном уровне должны начать вести образовательный процесс.
Поэтому сегодня площадка в рамках Форума «Якутск 4.0.0», посвящена этой теме. С одной стороны мы говорим, чтобы со школьной скамьи уже начинали профессионально ориентировать наших учащихся к профессии педагоги, чтобы они возвращались в наши школы, детские сады в качестве учителей, воспитателей. И это будет лучший результат работы нашей муниципальной образовательной системы.
Мы видим первые результаты и уже сейчас в 12 школах Якутска открыты педагогические классы, задача стоит, чтобы к 2030 году в каждой школе велась опережающая подготовка педагогических кадров. Кроме того, начинающему учителю надо помочь развиваться, поддержать его, сопровождать, с учетом того, что работа педагога очень сложная, многозадачная, особенно сейчас. Поэтому необходимо создание методического актива в Якутске. Сегодня мы презентуем этот муниципальный методический актив из числа действующих педагогов, которые уже прошли через все это, имеют хороший опыт и, самое главное, открытую доброжелательную позицию к молодым педагогам.
С этого года благодаря Указу главы республики А.С. Николаева молодые учителя со стажем менее трех лет могут получать доплату до 70%, что является важным подспорьем. И мы видим приток молодых учителей и надеемся на то, что Северо-Восточный федеральный университет, педагогические колледжи и дальше будут помогать нам идти в этом направлении.
И деятельность наших образовательных учреждений, как федеральных инновационных площадок Российской академии образования, ускорит процессы модернизации методической системы, будет способствовать появлению новых практик в работе с педагогом. Мы благодарны члену –корреспонденту РАО, доктору педагогических наук Золотаревой Ангелине Викторовне за научное руководство этими процессами, и я считаю, что если мы на такой научно выверенной основе будем организовывать эту работу, тогда мы сэкономим усилия свои и наших педагогов, и более эффективно будут получены те результаты, которые нужны не только нам, как образованию, но детям и родителям.
Переговорная площадка «Моделирование муниципальной системы научно-методического сопровождения профессиональной подготовки и развития педагогических кадров» организована Управлением образования города Якутска, Центром профессиональных компетенций педагогов в стенах МОБУ СОШ №31. На него приглашены представители стажировочных площадок Центра профессиональных компетенций педагогов, заместители директора, координирующие методическую работу в школах, руководители городских методических объединений учителей-предметников.
Источник: Эхо столицы