Семинар учителей русского языка и литературы в НПСОШ №2
Согласно плану работы УО 10 октября 2023 года, в МАОУ НПСОШ №2 состоялся городской практико-ориентированный семинар по теме «Современные подходы в преподавании русского языка и литературы» (из опыта работы МО учителей русского языка и литературы МАОУ НПСОШ №2 г.Якутска), посвященный 195-летию Л.Н. Толстого. В работе семинара приняли участие учителя русского языка и литературы из различных школ города, педагоги-филологи НПСОШ №2.
![]() |
В теоретической части семинара после приветствия директора школы Владимирова В.М. выступила Нижник Н.Н., куратор области русский язык и литература, с темой «Основные требования к преподаванию русского языка и литературы в школе». В своем выступлении она отметила следующее: «Учитель русского языка и литературы ориентируется на планируемые результаты обучения, заявленные во ФГОС ООО, и организовывает свою работу как вклад в общее дело формирования у школьников представленных результатов обучения. Детализированное содержание работы учителя русского языка и литературы по достижению обучающимися планируемых результатов обучения представлено в Примерных рабочих программах основного общего образования по русскому языку и литературе.
Педагогические работники, в том числе учителя русского языка и литературы, должны создавать благоприятные условия для воспитания и обучения школьников на основе здоровьесберегающего подхода, применять методики обучения, направленные на формирование гармонического физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Вместе с тем деятельность педагога должна быть направлена на: развитие личностных качеств обучающихся, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью ориентации в окружающем мире;
формирование знаний о месте современной Российской Федерации в мире, о развитии науки, техники, культуры;
формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни, а также культуры использования информационно-коммуникационных технологий. Расширение информационно-образовательной среды школы позволяет учителям обновить подходы к построению уроков и проектированию домашней работы, включая работу с дополнительной литературой, интернет- ресурсами, разнообразной мультимедийной информацией, образовательными порталами. Ответственность за качество содержания предлагаемой школьникам информационной продукции несет учитель». Были представлены отдельные методические разработки, которые могут быть использованы учителем русского языка и литературы в своей работе.
![]() |
Творческий коллектив филологов школы, открыл практическую часть семинара показом инсталляций по произведениям Л.Н. Толстого. 6 «е» класс показал отрывок из рассказа «Кавказский пленник» (учитель Захарова М.М.), коллектив учащихся 8 «д» представил отрывок из рассказа «После бала» (учитель Протодьяконова А.П.), тему первого бала Наташи Ростовой из романа «Война и мир» открыл коллектив гуманитарного 10 «г» класса (учителя Егорова О.П.. Колесова М.В.). Участникам семинара очень понравились инсталляции детей.
Продолжил практическую часть семинара открытый урок по русскому языку с темой «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку» в 9 в классе. Урок представлял собой различные формы подготовки к устному собеседованию 9-классников. Дети учились, на что обращать внимание при выразительном чтении, пересказе. Используя кластеры, дети готовились к монологу-рассуждению. Урок понравился гостям своей разнообразной деятельностью и практической значимостью. Провели данный урок педагоги-Бурцева Анна Дмитриевна, Колтунова Евдокия Анатольевна.
![]() |
Вид внеклассного чтения по литературе на тему «Книга- это товарищ, это верный друг» (В.Соллогуб) мастерски показала Заслуженный учитель РФ Денисова М.Е. Урок начался с чтения сочинения выпускницы Маргариты Егоровны, Татьяны Андреевой, победителя Всероссийского конкурса сочинений «Жить по любви и в любви» , где она написала, что нашла рассказ Натальи Романовой – Сегень «Книга» о якутском солдате, которого на войне спас томик романа «Война и мир» Л.Н.Толстого. В ходе обсуждения сочинения и рассказа дети пришли к выводу, что книга имеет важное значение в жизни каждого человека.
![]() |
Участники семинара высоко оценили урок внеклассного чтения Маргариты Егоровны, восхитились мастерством учителя, умением проникновенно и просто доносить истину детям. Умением объединять различные возрастные категории детей, отношением учителя к детям, тон, интонация при разговоре педагога с детьми и манера поведения учителя заслуживает только одной оценки -Мастер.
Следующее выступление было посвящено работе классного руководителя, учителя русского языка и литературы Протодьяконовой А.П. Анна Петровна, творческий педагог, опытный классный руководитель, на своем мастер-классе по теме «Использование эффективных технологий в работе классного руководителя» поделилась своими интересными приемами , методами работы с детьми и родителями. Показала свою печатную продукцию, которую выпускают по истечении семи лет работы с классом, как итог-подарок на выпускном каждому. Показала классную книгу достижений - рекордов учащихся- индивидуальный подарок каждому на выпускном от учителя за достигнутый установленный рекорд. Много полезного и интересного для работы услышали для работы с учащимися педагоги. Молодые педагоги говорили, что приемы Анны Петровны тоже будут использовать в своей работе и постараются, чтобы их работа была тоже яркой.
![]() |
После семинара во время рефлексии гости выразили слова благодарности учителям НПСОШ№2, отметили необычный формат уроков, мастер-класса, озвучили свои пожелания и предложения. Коллектив творческой лаборатории учителей русского языка и литературы МАОУ НПСОШ №2 выражает благодарность коллегам за активное участие, за теплые слова. Желаем всем творческих успехов в работе.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы НПСОШ №2