Итоги 57-х Педагогических чтений
Согласно плану Управления образования Окружной администрации города Якутска в марте 2023 года проведены 57-Педагогические чтения по проблеме: «Педагогические традиции и инновации как средство повышения качества столичного образования, эффективности учебно-воспитательного процесса в ОО» (посвящаются 200-летию со дня рождения К.Д.Ушинского)
|  | 
Цель:
способствовать распространению лучших традиций отечественной педагогики и поиска новых форм, методов, содержания образования, направленных на повышение качества образования в г.Якутске;
активное внедрение в столичное образование системы взаимосвязанных видов работ по инновационной деятельности, инновационному образованию.
Задачи:
- поиск и разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств) обучения и воспитания, педагогических систем, инновационных идей, используя лучшие традиции и практики для повышения качества образования, эффективности учебно-воспитательного процесса;
- внедрение результатов педагогических исследований, новых лучших разработок в практику педагогов города;
- повышение эффективности муниципального образования, качества обученности детей через совершенствование профессиональной компетентности педагогов в современных условиях;
- развитие педагогического мастерства.
Работали следующие площадки:
- Школьное образование сегодня (три в очном формате;)
- Дошкольное образование в системе муниципалитета столицы;
- Инклюзивное образование и для специальных и коррекционных ОО;
- Для учреждений дополнительного образования.
Педагогические чтения проходили в очном и заочном формате.
В очном формате в рамках 57-х Педагогических чтений прошла конференция, посвященная 200-летию со дня рождения К.Д.Ушинского.
На конференции 28.03.2023г. в выступлении Нижник Н.Н.. «Слово об Ушинском» было акцентировано внимание педагогв на то, что великий педагог оставил нам свои педагогические труды и идеи, которые актуальны и сегодня, например:
« Обучение - не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно.
Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.
Обучение должно быть системным и последовательным.
От конкретного - к отвлечённому, от знакомого - к незнакомому, от единичного - к сложному, от частного - к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний.
Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях». Или… педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку.
Так, в своем труде «Человеке как предмете воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.
Или следующие:
- Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
- Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
- Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание — это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
- Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа и т.д.
Исполнилось 200 лет К.Д.Ушинскому, но его идеи и труды необходимо изучать и переносить в свою деятельность те советы и опыт, который описан в книгах. Основная суть педагогических идей Ушинского заключалась в демократии в области преподавания. Он утверждал, что в основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей
Ибо…по словам самого Ушинского К.Д.- «Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!», он имел ввиду, если раньше бы изучил педагогические труды других.
Далее был приведен материал по истории педчтений в городе Якутске:
Первые педчтения начали проводиться с 1952года.
Педчтения начинали работу с пленарного заседания, где с докладами выступали отдельные учителя, руководители школ. Затем все расходились по предметным секциям. Лучшие доклады выносились затем на чтение для педагогов на методических секциях в течение учебного года, педагогических конференциях.
Тематика педагогических чтений была разная, но общим было повышение квалификации педагогов, распространение передового опыта, обучение учителей по тем или иным направлениям, которые были актуальны в эти годы..
Вот только, например, эти темы:
- 2005г. «Современные информационные технологии как фактор формирования образовательного пространства школы»;
- 2007г. «Развитие профессиональной культуры педагога столичного образования как фактор успешности в работе»;
- 2011г. «Миссия педагога в социальн-экономическом развитии столицы РС(Я);
- 2014г- «Столичное образование: взгляд современного педагога»;
- 2018г- «Современный педагог: компетентность, деятельность, результат»; и т.д.
- 2021 г.-«Качество образования: система работы, методика, опыт»…
Лучше представили свой опыт в 2023г. педагоги общеобразовательных организаций: №2.3.7,10,15.18,25.Саха гимназия, Саха политехнический лицей, Городская классическая гимназия, Хатасская СОШ.
Приложение№1
| Итоги 57-х Педагогических чтений 2023г. по предметным областям | |||||
| № | Предметная область | Поступило заявок от ОО | Фактическое кол-во участников | Итог | |
| Дипломы | Сертификат | ||||
| Виртуальная площадка №1 - Школьное образование | 
 | 
 | 
 | ||
| 1. | Управление, инновационная деятельность в ОО | 11 докладов | 14 | 12 | 2 | 
| 2. | Якутский яз. и литература | 13 докладов | 14 | 9 | 5 | 
| 3. | Русский яз. и литература | 65 докладов | 57 | 55 | 2 | 
| 4. | Иностранные языки | 62 доклада | 45 | 31 | 14 | 
| 5. | Начальные классы | 87 докладов | 85 | 61 | 24 | 
| 6. | Математика | 30 докладов | 25 | 24 | 1 | 
| 7. | Физика | 13 докладов | 12 | 8 | 4 | 
| 8. | Информатика | 3 доклада | 0 | 0 | 0 | 
| 9. | Педагоги-библиотекари | 7 докладов | 7 | 5 | 2 | 
| 10. | Биология | 6 докладов | 6 | 4 | 2 | 
| 11. | Химия | 12 докладов | 13 | 11 | 2 | 
| 12. | География | 10 докладов | 11 | 10 | 1 | 
| 13. | Физическая культура+ОБЖ | 15 докладов | 14 | 8 | 6 | 
| 14. | История и обществознание | 9 докладов | 10 | 9 | 1 | 
| 15. | Технология | 9 докладов | 11 | 4 | 7 | 
| 16. | Психология | 5 докладов | 8 | 3 | 5 | 
| 17. | ИЗО, черчение | 7 докладов | 6 | 4 | 2 | 
| 18. | Советники | 2 доклада | 2 | 1 | 1 | 
| 19. | Музыка | 3 доклада | 5 | 4 | 1 | 
| 20. | Музейная педагогика, классное руководство | 13 докладов | 12 | 7 | 5 | 
| 21 | Коррекционная педагогика Виртуальная пл.№4 | 22 докладов | 19 | 8 | 11 | 
| 22 | Доп.образование Виртуальная пл.№5 | 35 докладов | 33 | 23 | 10 | 
| 23 | Очная конференция | 72 участника | 70 | 47 | 23 | 
| 
 | 
 | 382 доклада | 479 | 349 | 130 | 
| 
 | 
 | 439 | 
 | 
 | 
 | 
| 
 | Виртуальная площадка №3 - Дошкольное образование | 
 | 
 | 
 | |
| 
 | 
 | 221 доклада | 248 | 142 | 106 | 
| 
 | ИТОГО | 
 | 727 | 491 | 271 | 
Приложение №2
| + | Участники 57-х Педчтений 2023г по ОО | ||||
| 
 | Площадки: школьное образование,коррекционное.доп.образование. | ||||
| 
 | ОУ | Заявки | Фактическое кол-во участников Педчтений | Номинированы | 
 | 
|  | СОШ№ 1 | 
 | 3 | 3 | 
 
 | 
|  | НПСОШ№ 2 | + | 40 | 40 | 
 | 
|  | СОШ№3 | + | 13 | 13 | 
 | 
|  | СОШ№ 5 | + | 6 | 6 | 
 | 
|  | ООШ№6 | + | 6 | 6 | 
 | 
|  | СОШ№7 | + | 17 | 17 | 
 | 
|  | СОШ№ 9 | + | 5 | 5 | 
 | 
|  | СОШ№10 | + | 20 | 20 | 
 | 
|  | СОШ№12 | + | 3 | 3 | 
 | 
|  | СОШ№ 13 | + | 3 | 3 | 
 | 
|  | СОШ№ 15 | + | 39 | 39 | 
 | 
|  | СОШ№16 | + | 6 | 6 | 
 | 
|  | СОШ№ 17 | + | 5 | 5 | 
 | 
|  | ООШ№ 18 | + | 14 | 14 | 
 | 
|  | СОШ№ 19 | + | 14 | 14 | 
 | 
|  | СОШ№ 20 | + | 8 | 8 | 
 | 
|  | СОШ№21 | + | 10 | 10 | 
 | 
|  | СОШ№ 23 | + | 4 | 4 | 
 | 
|  | СОШ№ 24 | + | 2 | 2 | 
 | 
|  | СОШ№ 25 | + | 18 | 18 | 
 | 
|  | СОШ№ 26 | + | 16 | 16 | 
 | 
|  | СОШ№ 27 | + | 8 | 8 | 
 | 
|  | СОШ№ 29 | + | 11 | 11 | 
 | 
|  | СОШ№ 30 | + | 6 | 6 | 
 | 
|  | СОШ№ 31 | + | 9 | 9 | 
 | 
|  | СОШ№ 32 | + | 1 | 1 | 
 | 
|  | СОШ № 33 | + | 8 | 8 | 
 | 
|  | СОШ № 35 | + | 
 | 
 | 
 | 
|  | НОШ № 36 | + | 6 | 6 | 
 | 
|  | СОШ №38 | + | 3 | 3 | 
 | 
|  | ЯГНГ | + | 15 | 15 | 
 | 
|  | Айыы кыhaта | 
 | 6 (члены жюри) | 6 (члены жюри) | 
 | 
|  | СПЛ | + | 31 | 31 | 
 | 
|  | Гимназия ЦГО | + | 8 | 8 | 
 | 
|  | ФТЛ | + | 6 | 6 | 
 | 
|  | ГКГ | + | 11 | 11 | 
 | 
|  | ЯГЛ | 
 | 10 | 10 | 
 | 
|  | Саха- корейская. | + | 3 | 3 | 
 | 
|  | Саха-гимназия | + | 13 | 13 | 
 | 
|  | Маганская СОШ | + | 6 | 6 | 
 | 
|  | Марха-1 | + | 8 | 8 | 
 | 
|  | Марха-2 | + | 3 | 3 | 
 | 
|  | ЦО | + 
 | 3 | 3 | 
 | 
|  | Хатасская СОШ | + | 13 | 13 | 
 | 
|  | Табагинская СОШ | + | 3 | 3 | 
 | 
|  | Кангаласская СОШ | + | - | 
 | 
 | 
|  | Тулагинская СОШ | 
 | 2 (жюри) | 2 | 
 | 
|  | МАШ | 
 | 1 | 1 | 
 | 
|  | Усть- Алданский | + | 1 | 1 | 
 | 
|  | С(К)ОШ №4 | + | 2 | 2 | 
 | 
|  | С(К)ОШ №22 | + | 3 | 3 | 
 | 
|  | С(К)ОШ-И №28 | + | +1 | 4 | 
 | 
|  | С(К)ОШ №34 | + | 4 | 4 | 
 | 
|  | ДДТ | +(17) | 11 | 11 | 
 | 
|  | Д(П)Ц | +(3) | 3 | 3 | 
 | 
|  | ДОД ДДТ Хатассы | 
 | 
 | 1(жюри) | 
 | 
| 
 | ИТОГО | 
 | 470 | 470 | 
 | 






 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                  


























