Итоги 57-х Педагогических чтений
Согласно плану Управления образования Окружной администрации города Якутска в марте 2023 года проведены 57-Педагогические чтения по проблеме: «Педагогические традиции и инновации как средство повышения качества столичного образования, эффективности учебно-воспитательного процесса в ОО» (посвящаются 200-летию со дня рождения К.Д.Ушинского)
Цель:
способствовать распространению лучших традиций отечественной педагогики и поиска новых форм, методов, содержания образования, направленных на повышение качества образования в г.Якутске;
активное внедрение в столичное образование системы взаимосвязанных видов работ по инновационной деятельности, инновационному образованию.
Задачи:
- поиск и разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств) обучения и воспитания, педагогических систем, инновационных идей, используя лучшие традиции и практики для повышения качества образования, эффективности учебно-воспитательного процесса;
- внедрение результатов педагогических исследований, новых лучших разработок в практику педагогов города;
- повышение эффективности муниципального образования, качества обученности детей через совершенствование профессиональной компетентности педагогов в современных условиях;
- развитие педагогического мастерства.
Работали следующие площадки:
- Школьное образование сегодня (три в очном формате;)
- Дошкольное образование в системе муниципалитета столицы;
- Инклюзивное образование и для специальных и коррекционных ОО;
- Для учреждений дополнительного образования.
Педагогические чтения проходили в очном и заочном формате.
В очном формате в рамках 57-х Педагогических чтений прошла конференция, посвященная 200-летию со дня рождения К.Д.Ушинского.
На конференции 28.03.2023г. в выступлении Нижник Н.Н.. «Слово об Ушинском» было акцентировано внимание педагогв на то, что великий педагог оставил нам свои педагогические труды и идеи, которые актуальны и сегодня, например:
« Обучение - не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно.
Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.
Обучение должно быть системным и последовательным.
От конкретного - к отвлечённому, от знакомого - к незнакомому, от единичного - к сложному, от частного - к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний.
Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях». Или… педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку.
Так, в своем труде «Человеке как предмете воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.
Или следующие:
- Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
- Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
- Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание — это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
- Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа и т.д.
Исполнилось 200 лет К.Д.Ушинскому, но его идеи и труды необходимо изучать и переносить в свою деятельность те советы и опыт, который описан в книгах. Основная суть педагогических идей Ушинского заключалась в демократии в области преподавания. Он утверждал, что в основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей
Ибо…по словам самого Ушинского К.Д.- «Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!», он имел ввиду, если раньше бы изучил педагогические труды других.
Далее был приведен материал по истории педчтений в городе Якутске:
Первые педчтения начали проводиться с 1952года.
Педчтения начинали работу с пленарного заседания, где с докладами выступали отдельные учителя, руководители школ. Затем все расходились по предметным секциям. Лучшие доклады выносились затем на чтение для педагогов на методических секциях в течение учебного года, педагогических конференциях.
Тематика педагогических чтений была разная, но общим было повышение квалификации педагогов, распространение передового опыта, обучение учителей по тем или иным направлениям, которые были актуальны в эти годы..
Вот только, например, эти темы:
- 2005г. «Современные информационные технологии как фактор формирования образовательного пространства школы»;
- 2007г. «Развитие профессиональной культуры педагога столичного образования как фактор успешности в работе»;
- 2011г. «Миссия педагога в социальн-экономическом развитии столицы РС(Я);
- 2014г- «Столичное образование: взгляд современного педагога»;
- 2018г- «Современный педагог: компетентность, деятельность, результат»; и т.д.
- 2021 г.-«Качество образования: система работы, методика, опыт»…
Лучше представили свой опыт в 2023г. педагоги общеобразовательных организаций: №2.3.7,10,15.18,25.Саха гимназия, Саха политехнический лицей, Городская классическая гимназия, Хатасская СОШ.
Приложение№1
Итоги 57-х Педагогических чтений 2023г. по предметным областям |
|||||
№ |
Предметная область |
Поступило заявок от ОО |
Фактическое кол-во участников |
Итог |
|
Дипломы |
Сертификат |
||||
Виртуальная площадка №1 - Школьное образование |
|
|
|
||
1. |
Управление, инновационная деятельность в ОО |
11 докладов |
14 |
12 |
2 |
2. |
Якутский яз. и литература |
13 докладов |
14 |
9 |
5 |
3. |
Русский яз. и литература |
65 докладов |
57 |
55 |
2 |
4. |
Иностранные языки |
62 доклада |
45 |
31 |
14 |
5. |
Начальные классы |
87 докладов |
85 |
61 |
24 |
6. |
Математика |
30 докладов |
25 |
24 |
1 |
7. |
Физика |
13 докладов |
12 |
8 |
4 |
8. |
Информатика |
3 доклада |
0 |
0 |
0 |
9. |
Педагоги-библиотекари |
7 докладов |
7 |
5 |
2 |
10. |
Биология |
6 докладов |
6 |
4 |
2 |
11. |
Химия |
12 докладов |
13 |
11 |
2 |
12. |
География |
10 докладов |
11 |
10 |
1 |
13. |
Физическая культура+ОБЖ |
15 докладов |
14 |
8 |
6 |
14. |
История и обществознание |
9 докладов |
10 |
9 |
1 |
15. |
Технология |
9 докладов |
11 |
4 |
7 |
16. |
Психология |
5 докладов |
8 |
3 |
5 |
17. |
ИЗО, черчение |
7 докладов |
6 |
4 |
2 |
18. |
Советники |
2 доклада |
2 |
1 |
1 |
19. |
Музыка |
3 доклада |
5 |
4 |
1 |
20. |
Музейная педагогика, классное руководство |
13 докладов |
12 |
7 |
5 |
21 |
Коррекционная педагогика Виртуальная пл.№4 |
22 докладов |
19 |
8 |
11 |
22 |
Доп.образование Виртуальная пл.№5 |
35 докладов |
33 |
23 |
10 |
23 |
Очная конференция |
72 участника |
70 |
47 |
23 |
|
|
382 доклада |
479 |
349 |
130 |
|
|
439 |
|
|
|
|
Виртуальная площадка №3 - Дошкольное образование |
|
|
|
|
|
|
221 доклада |
248 |
142 |
106 |
|
ИТОГО |
|
727 |
491 |
271 |
Приложение №2
+ |
Участники 57-х Педчтений 2023г по ОО |
||||
|
Площадки: школьное образование,коррекционное.доп.образование. |
||||
|
ОУ |
Заявки |
Фактическое кол-во участников Педчтений |
Номинированы |
|
|
СОШ№ 1 |
|
3 |
3 |
|
|
НПСОШ№ 2 |
+ |
40 |
40 |
|
|
СОШ№3 |
+ |
13 |
13 |
|
|
СОШ№ 5 |
+ |
6 |
6 |
|
|
ООШ№6 |
+ |
6 |
6 |
|
|
СОШ№7 |
+ |
17 |
17 |
|
|
СОШ№ 9 |
+ |
5 |
5 |
|
|
СОШ№10 |
+ |
20 |
20 |
|
|
СОШ№12 |
+ |
3 |
3 |
|
|
СОШ№ 13 |
+ |
3 |
3 |
|
|
СОШ№ 15 |
+ |
39 |
39 |
|
|
СОШ№16 |
+ |
6 |
6 |
|
|
СОШ№ 17 |
+ |
5 |
5 |
|
|
ООШ№ 18 |
+ |
14 |
14 |
|
|
СОШ№ 19 |
+ |
14 |
14 |
|
|
СОШ№ 20 |
+ |
8 |
8 |
|
|
СОШ№21 |
+ |
10 |
10 |
|
|
СОШ№ 23 |
+ |
4 |
4 |
|
|
СОШ№ 24 |
+ |
2 |
2 |
|
|
СОШ№ 25 |
+ |
18 |
18 |
|
|
СОШ№ 26 |
+ |
16 |
16 |
|
|
СОШ№ 27 |
+ |
8 |
8 |
|
|
СОШ№ 29 |
+ |
11 |
11 |
|
|
СОШ№ 30 |
+ |
6 |
6 |
|
|
СОШ№ 31 |
+ |
9 |
9 |
|
|
СОШ№ 32 |
+ |
1 |
1 |
|
|
СОШ № 33 |
+ |
8 |
8 |
|
|
СОШ № 35 |
+ |
|
|
|
|
НОШ № 36 |
+ |
6 |
6 |
|
|
СОШ №38 |
+ |
3 |
3 |
|
|
ЯГНГ |
+ |
15 |
15 |
|
|
Айыы кыhaта |
|
6 (члены жюри) |
6 (члены жюри) |
|
|
СПЛ |
+ |
31 |
31 |
|
|
Гимназия ЦГО |
+ |
8 |
8 |
|
|
ФТЛ |
+ |
6 |
6 |
|
|
ГКГ |
+ |
11 |
11 |
|
|
ЯГЛ |
|
10 |
10 |
|
|
Саха- корейская. |
+ |
3 |
3 |
|
|
Саха-гимназия |
+ |
13 |
13 |
|
|
Маганская СОШ |
+ |
6 |
6 |
|
|
Марха-1 |
+ |
8 |
8 |
|
|
Марха-2 |
+ |
3 |
3 |
|
|
ЦО |
+
|
3 |
3 |
|
|
Хатасская СОШ |
+ |
13 |
13 |
|
|
Табагинская СОШ |
+ |
3 |
3 |
|
|
Кангаласская СОШ |
+ |
- |
|
|
|
Тулагинская СОШ |
|
2 (жюри) |
2 |
|
|
МАШ |
|
1 |
1 |
|
|
Усть- Алданский |
+ |
1 |
1 |
|
|
С(К)ОШ №4 |
+ |
2 |
2 |
|
|
С(К)ОШ №22 |
+ |
3 |
3 |
|
|
С(К)ОШ-И №28 |
+ |
+1 |
4 |
|
|
С(К)ОШ №34 |
+ |
4 |
4 |
|
|
ДДТ |
+(17) |
11 |
11 |
|
|
Д(П)Ц |
+(3) |
3 |
3 |
|
|
ДОД ДДТ Хатассы |
|
|
1(жюри) |
|
|
ИТОГО |
|
470 |
470 |
|