В феврале прошли городские практико-ориентированные семинары учителей русского языка и литературы на базе школы №18 по теме: «Формирование нравственных ценностей на основе произведений К.Г. Паустовского», посвященный Году педагога и наставника, 90-летию со дня рождения бывшего директора школы, учителя русского языка и литературы Тарасовой Марии Леонидовны.,на базе МОБУ СОШ№3«Приемы формирования функциональной грамотности на уроках и ВУД. Подготовка к итоговой аттестации. Лучший опыт педагогов – всем».
В СОШ №18 вначале семинара с напутственным словом выступила Нижник Надежда Николаевна, куратор проекта «Литература и жизнь», предметной области «Русский яз.и литература»
Затем учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №18 провели открытые уроки в 5-8 классах:
• Местникова Антонина Дмитриевна – урок литературы в 7 «а» классе по теме «Урок добра по рассказу К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете»;
• Прокопьева Елена Меркурьевна – урок литературы в 8 «а» классе по теме «Тема долга и ответственности перед близкими по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»;
• Апросимов Айыысээн Алексеевич – урок литературы в 5 «в» по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб"»;
• Иванова Дария Николаевна – урок литературы в 6 «г» классе по теме «Чудо музыки в рассказе К.Г.Паустовского «Старый повар».
В процессе обсуждения уроков гости дали положительную оценку приемам и методам, которые учителя использовали на своих уроках, обратили внимание на системность в работе педагогов, хорошую подготовку учащихся. Участники семинара поблагодарили учителей за возможность использовать их опыт в своей работе, также дали советы по усовершенствованию мастерства молодым коллегам.
Очень содержательным и актуальным был мастер-класс Лидии Афанасьевны Захаровой «Техника визуализации учебной информации по произведениям К.Г.Паустовского». Лидия Афанасьевна щедро поделилась своими наработками, лайфхаками подготовки интересных уроков в ногу со временем, в частности она рассказала о следующем: Целью метода является успешное усвоение информации. Информация должна исходить из абстрактного явления, которое требует длительных размышлений, а вследствие этого процесса невидимое превращается в зримое.
Визуализация информации — мощный инструмент донесения мыслей и идей до конечного потребителя, помощник в восприятии и анализе данных. Слово «визуализация» происходит от латинского — воспринимаемый зрительно, наглядный.
Примерами визуализации могут служить географические карты, периодическая таблица Менделеева, всевозможные графики и диаграммы и т.п
Огромное значение техник визуализации доказано представителями педагогической науки, проверено многовековой практикой образования. На принцип наглядности обучения обращал внимание К.Д. Ушинский: «Когда вы входите в класс, от которого тяжело добиться слова, начните показывать рисунки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»; В.Ф.Шаталов, Ю.С.Меженко разработали методику обучения, важнейшим элементом которой являются опорные сигналы.
Но если тогда речь шла о «увидеть , услышать, пощупать» на основе бумажных таблиц на доске, раздаточных карточек, а затем с помощью фильмоскопов, кодоскопов, кинопроекторов и т.д., то в нынешний век цифровизации появляются новые возможности для визуализации учебного материала.
Общеизвестно, что:
• 90 % информации человек воспринимает через зрение;
• 70 % сенсорных рецепторов находятся в глазах;
• около половины нейронов головного мозга человека задействованы в обработке визуальной информации;
• на 17 % выше производительность человека, работающего с визуальной информацией;
• на 4,5 % лучше вспоминаются детали визуальной информации;
• в 60 000 раз быстрее воспринимается визуальная информация по сравнению с текстовой;
• человек запоминает 10 % из услышанного, 20 % — из увиденного и 80 % — из увиденного и сделанного;
• человек выполняет инструкцию на 323 % лучше, если она содержит иллюстрации.
Таким образом, акцентируя внимание на вопросе сохранения информации в памяти обучающегося как условия ее осмысления, анализа, обобщения, надо определить и описать техники, использование которых в процессе обучения сделает информационные знания более доступными, лучше сохраняемыми без увеличения перегрузки на механизмы памяти. Это онлайн -доски; анимационные проекты, интерактивные книги, таймлан (с англ. – «линия времени»); интеллект-карта (графическое представление информации). Семинар получился интересным, полезным, актуальным.
В МОБУ СОШ №3 вначале семинара гостей приветствовала директор школы Яна Евгеньевна Киуру. О составе предметного МО и интересных формах работы рассказала руководитель Кузьмина Антонида Петровна.Затем гостям показали внеклассное мероприятие в рамках месячника военно-патриотического воспитания, посвященное 80-летию подвига членов организации «Молодая гвардия». Мероприятие подготовлено учителем высшей категории Эдуардом Викторовичем Эрендеем. Учащиеся 9б и 11 а классов представили пропущенную через сердце историю молодого поколения военных лет. Волнение их передалось залу и никого не оставило равнодушным. Затем гости разошлись по урокам и мероприятиям, подготовленным коллегами. Всего было показано 5 уроков, 2 внеклассных мероприятия и мастер-класс. В 6г классе Ефимова Саргылана Васильевна показала урок отработки умений и рефлексии по теме: «Имя прилагательное. Повторение пройденного материала». Учащиеся активны и любознательны, в игровой форме урока-путешествия, разделившись на группы, повторили грамматические признаки части речи.
Опытный учитель Ирина Леонтьевна показала в 7б классе рабочий урок-практикум по отработке умений анализировать текст, связав тему с национально-региональным компонентом. Особенно актуально эта тема прозвучала в рамках Недели родного языка и письменности. Ирина Леонтьевна за годы работы накопила лексический и наглядный материал , который постоянно использует на уроках. Новизна содержания и форм работ учащихся 5в класса на уроке Ефимовой Марианны Дмитриевны в том, что учитель подводит учащихся к исследовательской работе.
|
Урок открытия новых знаний по теме «Лексика, отражающая фитонимы» вызывает интерес к слову как единице языка, позволяет развивать лингвистическое мышление, учит быть внимательным к природе, любить родной край. Внеурочное занятие по литературному краеведению в 9б классе «Есенинские мотивы в творчестве олекминского поэта Эдуарда Корнилова» учителя Антониды Петровны Кузьминой было насыщено разнообразными видами деятельности учащихся: чтение стихов наизусть, сравнительный анализ изобразительно-выразительных средств лирики поэтов, проектная работа, обмен мнениями и впечатлениями. Мероприятие украсила чтением наизусть стихов Корнилова приглашенная гостья, родная тетя поэта. В художественный мир сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского погрузились ученики Надежды Семеновны Мухоплевой.
|
На уроке-конкурсе пятиклассники получали зачет на знание произведения, организовали выставку рисунков, учились выступать. А ученики 6 а класса (учитель Прищепа Татьяна Борисовна) приняли участие в литературной игре «По страницам любимых книг». Игра – та форма занятия, которую любят не только маленькие дети. С удовольствием участвуют и старшеклассники. Так, Павел Ахлупин из 11а класса совместно с Татьяной Борисовной выбрал в качестве индивидуального проекта создание этого литературного квеста и посмотрел на его практическую реализацию. В целом семинар прошел на хорошем методическом уровне.
От имени всего городского методического объединения выносим благодарность коллективам филологов школ МОБУ СОШ№3, СОШ №18 за творческие и практико-ориентированные семинары, проведенные для коллег школ города.
Нижник Н.Н., куратор проектов Управления образования г. Якутска, Андреева Т.С., руководитель ГМО, Кузьмина А.П., руководитель ШМО МОБУ СОШ№3