Из истории наставничества в школах города Якутска

2023 г. объявлен Годом учителя и наставника. Тема наставничества, конечно, не является новой. В учебно – воспитательном процессе она была, есть и будет. На современном уровне, на мой взгляд, требуется более тесное сотрудничество  опытных педагогов с молодыми с целью повышения качества обучения и воспитания. Не просто составлять совместные проекты, а учиться работать на результат не одного – двух учеников, а всего класса. 

В своё время путём наставничества боролись с неграмотностью, решали проблемы начального, неполного среднего и среднего образования, второгодничества и т.д.
Мне довелось работать в городском отделе народного образования с 1979 года. Уже в это время учителя, окончившие вуз, проходили стажировку в течение года под руководством наставника и назывались стажёрами. 

В конце учебного года при городском методическом кабинете подводились итоги стажировки. Специально созданная комиссия заслушивала отчёт стажёра, его наставника и завуча школы. В итоге принималось решение: прошёл стажировку, прошёл стажировку с поощрением, прошёл стажировку с рекомендацией, над которой должен работать в следующем году. Как правило, комиссию возглавляла заведующая городским методическим кабинетом, членами были методисты, инспектора, директор Дома учителя Е.Н. Дружинина и опытные педагоги, в числе которых постоянно были З.Н. Округина, Г.М. Свирина и другие. Приглашались и преподаватели ЯГУ. Чаще других присутствовала Г.А. Мординова, ответственная  по линии университета за стажёров – филологов. По итогам стажировки отчитывались в Министерство образования  Якутской АССР.

Работала в то время и городская школа молодого учителя, которую посещали не только стажёры, но и педагоги, имеющие стаж до 3-х лет. Руководила ШМУ Е.Н. Дружинина. Теперь уже ветеран педагогического труда, ветеран Управления образования, заслуженный учитель РС(Я) Л.В. Олесова вспоминает, как в своё время будучи учителем математики 25-й школы посещала уроки у таких педагогов, как Д.В. Атавина (шола №10), М.С.Слепцова (школа №2), Д.К.Слепцова (школа №29). Р.Н. Астафьева (школа №29), Н.М. Филиппова (школа №29) и др. Помнит молодыми учителей и других предметов: Н.К. Сеничеву, Г.И. Басхардырову, Романову Р.В. и другие.

Большую работу по наставничеству проводили, конечно, завучи, руководители школьных предметных объединений и методисты. Немалую роль сыграли и руководители городских методических объединений, работавшие на общественных началах. В числе первых не могу не назвать Диану Владимировну Атавину, она о своей общественной нагрузке с упоением говорила так:                                                     
- Руководитель методическим объединением математиков готова хоть на луне!
Математики города были в то время на особом счету не только в Якутске, но и во всей республике. Их любил и буквально обожал  за хорошие результаты работы заведующий кабинетом  математики ЯРИУУ всеми уважаемый И.М. Прохоров. 
С большим энтузиазмом руководила городское МО географов М.К. Аржакова (школа №23). Когда появилась возможность оплачивать ей руководство, она отказалась получать деньги, твёрдо сказала: 
- Откажусь, если будете платить.
Не деньги, а результат работы были главными для таких педагогов. Поистине – золотой фонд педагогики!
Авторитетными руководителями городского МО были и такие, как Н.Н. Плотникова (школа №2) – английский язык, Чугунова Г.С.(школа №29.) – немецкий язык, К.С. Филиппова (школа №2) - французский язык, М.Т. Михайлова и Л.С. Платонова (школа №8), С.В. Бердникова (школа №11) – биология, М.В. Остроухова (школа №10) – физкультура,  Гурьева Р.П. – история (школа 23), О.П.Прокопьева (школа №8) – начальные классы, Гусевская Н.Д. (школа №2) - музыка, В. И. Цымбулов (школа №23) – изо и черчение, М.И. Брюханова (школа №8)-химия,  Л.А. Азовцева (школа №23) - физика и другие. 

Хорошими наставниками для заместителей директоров были такие завучи, как И.И. Заводова (школа №10), Д.Б. Баркауйскайте (школа №23), Н.А. Кузнецова (школа №30), Л.З.Емшанова (школа №25), Р.Я. Антонова (школа №14) и др. Самой яркой и творческой среди замов, конечно, была В. И. Кубашевская. Своим желанием гореть на работе зажигала не только коллектив школы №26, но и других неравнодушных руководителей школ и даже  работников гороно. Светлая ей память!

Немалую роль в становлении руководителей школ, сотрудников гороно и методической службы сыграли руководители и методисты ЯРИУУ. Их имена говорят сами за себя. Мы, старшее поколение педагогов, всегда Вас помним! Спасибо Вам, Нина Адриановна Расторгуева, Неля Николаевна Винокурова, Варвара Сергеевна Иванова, Иван Михайлович Прохоров, Нина Степановна Костина, Татьяна Михайловна Ильина, Пётр Петрович Кондратьев, Валентина Егоровна Степанова, Ольга Ильинична Слепцова.
Спасибо за учёбу и наставления! Спасибо, что верили в нас и наши успехи! 
Время идёт вперёд, меняются жизненные обстоятельства и приоритеты, но наставничество будет всегда. Пусть повезёт нынешним молодым педагогам с наставниками, как нашему поколению учителей прошлого века.

В Якутии высоко ценят труд учителя. Присваивают звания и награды на своём уровне: Засуженный учитель РС (Я), знаки: «Отличник образования РС(Я)», «Учитель учителей», «Методист образования РС(Я)», «Почётный ветеран МО РС(Я)» и др.
Присваивают школам имена выдающихся учителей, дают имена учителей  классным кабинетам. Установлен памятник народному учителю М.А. Алексееву, памятник Г.А. Хайдуровой,  пионервожатой школы №2,  и т.д. Издаётся «Педагогическая энциклопедия» по линии Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) (уже 6 томов), «Трудовая слава Якутии», куда заносятся имена известных тружеников, в том числе и заслуженных.

 

Сюндюкова Галина Борисовна, ветеран педагогического труда

 

Фото: из архива Управления образования ОА г.Якутска

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.