Школьные библиотеки в стратегии развития библиотечного дела Республики Саха (Якутия)
Управлением образования и городским методическим объединением педагогов-библиотекарей в СОШ №10 имени Д.Г. Новопашина проведен очередной ежемесячный городской семинар для школьных библиотекарей города Якутска.
На семинаре присутствовали 35 специалистов, педагогов-библиотекарей из школ города.
Тема семинара: "Школьные библиотеки в стратегии развития библиотечного дела Республики Саха (Якутия)".
Модератором семинара выступила заведующая Информационно библиотечного культурного центра СОШ №10 им. Д.Г. Новопашина, председатель РШБА в РС(Я) Гусевская Елена Владимировна. Перед началом семинара, коллеги почтили минутой молчания коллегу, методиста, педагога-библиотекаря МОБУ СОШ №5 им. Н.О. Кривошапкина г. Якутска Соловьеву Софью Ильиничну.
Семинар начался с рассказа о школе №10 г. Якутска и её истории к 90-летию со дня основания, выступила перед слушателями заместитель директора Яковлева Антонина Васильевна.
Со стратегией развития библиотечного дела Российской Федерации принятой в 2021 году на период до 2030 годы выступила Гусевская Елена Владимировна. В своем выступлении Гусевская Е.В. остановилась на значимых положениях Стратегии: «….направлена на комплексное развитие библиотечного дела, модернизацию библиотечной системы страны, сохранение и пополнение библиотечных фондов, расширение свободного и равного доступа граждан к информации, совершенствование подготовки библиотечных кадров, а также на внедрение информационных технологий, научного и методического обеспечения деятельности библиотек.
Стратегия определяет цели, задачи, стратегические приоритеты, основные механизмы и показатели модернизации библиотек Российской Федерации как неотъемлемой части информационного общества, информационного пространства знаний и системы национальной безопасности.
Правовую основу Стратегии составляют:
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О библиотечном деле", Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Далее Елена Владимировна остановилась на принципах развития библиотечного дела. В своем выступлении подчеркнула, что принципы следующие: сохранение российской культуры, традиционных ценностей в интересах национальной безопасности, укрепления единства нации, политической и социальной стабильности;
создание условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и творческому развитию детей и подростков, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим;
повышение качества жизни через обеспечение прав граждан на доступ к объективной, достоверной и безопасной информации посредством библиотечного обслуживания;
обеспечение свободы выбора способов и средств доступа к информации и получения знаний в цифровом (электронном) и бумажном виде;
обеспечение максимальной актуальности, полноты, открытости, достоверности и доступности информации;
обеспечение защиты приоритетов государства и интересов граждан в информационной сфере, предоставление информации и услуг, способствующих поддержанию высокого культурного и образовательного уровня.
Подробно рассказала о том, какие задачи ставит Стратегия перед школьными библиотеками: совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе создание системы требований и нормативов по обеспечению развития и модернизации библиотек; запуск ведомственных и региональных проектов, позволяющих решить ключевые проблемы деятельности библиотек, в том числе проблемы комплектования и сохранности библиотечных фондов;
проведение мониторингов по проблемам организации и развитию деятельности библиотек; создание и развитие информационно-коммуникационных систем и платформ регионального и корпоративного уровней;
формирование профессиональных стандартов и компетенций, формирование системы научной и методической поддержки деятельности библиотек всех уровней. В процессе семинара были подробно освещены все направления Стратегии. О стратегии развития детского чтения в РС(Я) подробно рассказала Уварова Анна Степанова, методист НБ РС(Я). Она отметила, что это одно из направлений общей стратегии библиотечного дела в Якутии принятого в 2022 г. на период до 2032 г. Чтение имеет первостепенное значение: для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности;
для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций;для формирования общекультурного потенциала страны; для повышения качества жизни. Анна Степановна подчеркнула: «Концепция чтения представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения, базовые принципы, цели, задачи, основные направления формирования программы и этапы её реализации. Основная цель программы – повышение статуса чтения, читательской активности и качества чтения, развитие культурной и читательской компетенции детей и юношества». Уварова А.С. сказала: «Коллеги, безусловно, многие из направлений реализации Концепции в нашей работе уже есть. Тем не менее, предлагаем в этом учебному году подумать о деятельности по поддержке детского и юношеского чтения, по вовлечению детей активно в творчество в области литературы и художественного слова. Принимать участие в конкурсах региональных, муниципальных и т.д.» С Темой «цифровая трансформация школьных библиотек» и немного о концепции выступила руководитель учебно- методического отдела ИРОиПК им Донского II Данилова Сардана Эркинбековна, она говорила о Стратегии, Концепции чтения. Акцентировала внимание участников семинара на тему детского чтения, организацию и проведение мероприятий для обучающихся.
При этом, поддержка и развитие детского и юношеского чтения, понимаемые как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего нашей страны, постоянно являются наиболее актуальным направлением деятельности общедоступной школьной библиотеки, других. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации за № 1155-р. Кроме того, библиотека остается и понимается как хранитель культурного наследия, в том числе регионального и местного значения, воплощенного в ее фондах и других информационных ресурсах. При этом библиотека должна не только хранить, но и создавать, приумножать культурное наследие, предоставлять в общественное пользование материалы, имеющие отношение к культурному наследию российской нации, в том числе региональной, краеведческой и исторической тематики.
Далее о детском и юношеском чтении говорила Попова Надежда Дмитриевна, главный библиотекарь ДТК НБ РС (Я).
" Современные российские писатели - подросткам: ориентиры чтения" - "Использование контенте Электронной библиотеки и сервисов Личного кабинета Национальной библиотеки РС(Я) в учебном процессе школы", главный библиотекарь Национальной библиотеки Якутии Малая Лариса Львовна.
В завершении семинара были предложены вынести конкретные предложения, к проектам по чтению для школьников к завершению Года чтения в образовании для библиотекарей школ, проектам выступила Нижник Надежда Николаевна, куратор школьных библиотекарей г. Якутска.
Гусевская Е.В., заведующая ИБЦ МОБУ СОШ №10 им. Д.Г. Новопашина, председатель РШБА в РС(Я), Нижник Н.Н, куратор ШБ г. Якутска.