Роль родителя в профессиональной ориентации ребенка
Сегодня мы коснемся интересной составляющей профессионального ориентирования старшеклассников.
Подростки и выпускники общеобразовательных учреждений обращаются в МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» городского округа «город Якутск» составляют подростки и выпускники, желая определить свои склонности и способности, выбрать будущую профессию. В процессе сопровождения этих обучающихся педагоги-психологи обязательно работают и с родителями (законными представителями) детей.
Роль родителя в профессиональной ориентации ребенка
Типичные ошибки выпускников при выборе будущей профессии
Мода и популярность профессии. Активная пропаганда, в основном, в СМИ определенных профессий/специальностей приводит к временному преобладанию каких-либо вкусов и мнений. «Мода» на профессии достаточно быстро меняется. И, к тому времени, когда Ваш ребенок закончит профессиональное обучение, модными могут стать совершенно другие профессии. Ведь недаром слово «престижность» происходит от латинского и обозначает «иллюзия, обман чувств».
Нечеткое представление о содержании будущей профессиональной деятельности. Например, многие подростки утверждают, что хотят стать программистами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У них отсутствуют знания о содержании профессиональной деятельности, о возможных условиях труда, об уровне зарплаты. Они также могут смешивать понятия «профессия» и «должность».
Семейные традиции. «Хочу быть врачом, как мама» или «Юристом, как папа». В этом случае, подросток идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям.
Материальная сторона. Зачастую ребята не учитывают, что зарплата зависит от стажа работы, опыта, квалификации. И наличие диплома никак не может гарантировать сразу высокий статус и материальное вознаграждение.
Влияние дружеских взаимоотношений. «Буду выбирать тот профиль, или то учебное заведение, который выберет мой друг/подруга. Мы вместе столько дружили, что я не представляю, как мы будем отдельно друг от друга».
Ориентация на мнение случайных людей. Есть вероятность того, что хорошее мнение о человеке переносится на саму профессию, так этот человек является для него авторитетом.
Внешняя привлекательность (романтизм) профессии. Не учитывается то, что реально предстоит выполнять большую часть времени (например, стюардесса, геолог…)
Выбор вопреки или назло кому-нибудь. «Говорят родители или друзья, что медведь на ухо наступил – ну ничего, когда увидят меня на эстраде, что тогда скажут»
Недостаточный учет собственных способностей. Игнорирование медицинских противопоказаний. Подросток не учитывает, что повышенные требования к здоровью, в целом, или к отдельным его аспектам предъявляют многие профессии.
Отсутствие запасных вариантов выбора. Подростки не всегда задумываются о возможной неудаче, а запасные варианты могут его подстраховать.
Типичные ошибки родителей при выборе подростком будущей профессии
Недостаточная информированность самих родителей о профессиях. Что делать? Найдите и прочитайте вместе с сыном или дочерью специальную литературу о заинтересовавшей профессии, ознакомьтесь с профессиограммой, поговорите с человеком этой профессией, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста.
Неумеренная переоценка способностей своих детей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.
Автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию. Часто уверенную пятерку по какому-либо из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.
«Решай сам!». Тип родителя с попустительским стилем воспитания не способствует осознанному и правильному выбору подростком будущей профессии. Ребенок идет по пути ошибочных выборов, представленных нами выше. Каким бы высокоинтеллектуальным, способным, талантливым ни был ребенок, какой бы широкий кругозор он не имел, личность его еще находится на стадии созревания и формирования, а жизненный опыт совсем не наработан. Поэтому для качественной оценки и анализа всех «плюсов» и «минусов» будущей профессии, необходимо участие взрослого, педагога, родителя.
«Я решаю за тебя!». Тип родителя с авторитарным стилем «тормозит» естественные проявления способностей, склонностей и талантов ребенка, не дает подростку осознать собственные ресурсы и потенциал. Подчиняясь выбору, который за него делают родители, подросток лишается самостоятельного целеполагания, что рано или поздно приведет к тому, что он либо не закончит обучение по профессии/специальности, либо, получив диплом, не будет работать в этой сфере.
Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения. Очень важно помочь ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным, пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, что ребенок продумал сделанный им выбор вовремя.
Уважаемые родители, помните, что ваш ребенок выбирает не профессию, а приемлемые условия и безопасность труда, доход, среду и «климат» общения, то есть он сегодня выбирает будущий уровень и образ жизни. «Выберите себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни», - сказал Конфуций. Если вы хотите быть компетентным в ответе на вопрос своего ребенка «Куда мне пойти учиться после школы? Какую профессию мне лучше выбрать?», то всегда можете обратиться к педагогу-психологу школы, где обучается ребенок или позвонить и записаться на консультацию по номеру 8(4112) 43-09-07.
Колодкина Л.Ю., директор ЦПМСС города Якутска.