О Николае Константиновиче Чиряеве. Память добрую храним к юбилею ЯГНГ...

Валентина Семеновна Пермякова, директор МОБУ «ЯГНГ им. А. Г. и Н.К. Чиряевых»

Исполнилось 30 лет с момента открытия нашей родной гимназии, гордости и достояния республики. Идея была воплощена в жизнь неимоверными усилиями руководства республики, организаторов образования и плеяды замечательных педагогов

В1992 году открылась Саха гимназия — первая национальная гимназия в нашей республике. Национальная гимназия является одним из самых ярких символов суверенитета республики. С самого первого дня гимназия находилась под опекой первого Президента республики Михаила Ефимовича Николаева и руководства республики. Тогда гимназию возглавил человек, без которого представить ее невозможно,-Николай Константинович Чиряев. Прирожденный педагог и блестящий организатор, Николай Константинович был руководителем нового типа, обладающим широким системным видением процессов, происходящих в обществе и сфере образования, успешно и рационально реализовавшим концепцию национального образования. Он сумел стать не только руководителем гимназии, вникавшим буквально во все, но и фактически лидером, с нуля запустившим зарождение и становление национального образования в столице республики. Национальная школа-гимназия успешно функционирует и развивается в течение 30 лет благодаря профессионализму, высокому дару мастерства и самоотверженному плодотворному труду всего коллектива.

 

Евгения Исаевна Михайлова, президент СВФУ, эксперт РНФ, доктор педагогических наук, профессор

Нашей гимназии 30 лет! Реализована ли за эти годы главная концептуальная идея Николая Чиряева о воспитании в гимназистах лучших качеств человека? «Воспитать в человеке человеческое» философское изречение, которое часто приводил в своих выступлениях директор гимназии. Открывая Якутскую городскую национальную гимназию в 1992 г. и напутствуя молодого специалиста, которому тогда только-только исполнилось 34 года, я знала, что именно Николаю Константиновичу Чиряеву удастся создать систему подготовки будущей профессиональной элиты республики, тех молодых людей, которые будут обладать высшим уровнем личностных качеств и профессиональной деятельности. Идея открытия национальной гимназии в Якутске зрела давно. В Татарстане открыли национальную гимназию в 1990 г., Уфимская национальная гимназия была открыта еще в начале прошлого века. Предложение об открытии национальной гимназии и о готовности Николая Чиряева, учителя географии средней школы № 2 г. Якутска, при встрече рассказать о целях и перспективах национальной гимназии внесла уважаемая Мария Серафимовна Слепцова, наш любимый учитель физики, автор научной концепции национальной гимназии. Состоялась наша первая встреча с активом будущего коллектива гимназии. Проект концепции национального гимназического образования был интересен, перспективен, члены Совета Якутского гороно по развитию поддержали, но свободных помещений не было. Мы встретились с учеными, представителями общественности, были на приемах в мэрии, в Министерстве образования РС (Я), в Правительстве, у Президента РС (Я) Михаила Николаева. Везде нас хорошо принимали, но помещение никто не предложил, наоборот, отговаривали, призывали сначала построить здание. Но, зная, что строительство школы по месту жительства мы вместе с заместителями мэра выхаживали годами, перспективу в ближайшие 15–20 лет я не видела. Была программа строительства школ в г. Якутске, которую удалось утвердить в правительстве в 1989 г. при активном содействии заместителя председателя Правительства РС (Я) Климента Кирилловича Корякина, но и она не исполнялась своевременно.

Сегодня уместно вспомнить слова самого директора: «На основе Якутской городской национальной гимназической школы создана универсальная образовательная среда, суть которой сводится к пробуждению и актуализации потенциальных возможностей обучаемого: первый, сенсомоторный компонент (национальные танцы, виды спорта, ритмика) как начальный этап формирования человека; второй, образный компонент (экспозиция работ национальных художников, традиция театральных импровизаций и т.д.), среда органически возникающая на основе сенсомоторного и образного компонентов; третий, языковой компонент собственно гуманитаризация обучения на основе родной речи (многоречевая среда достигнута внедрением в образовательный процесс обучения русского, немецкого, английского, французского, японского, китайского языков)». Вот такую характеристику своему детищу дал Николай Константинович Чиряев, к. филос. н., директор Якутской городской национальной гимназии. В своей научно-исследовательской работе Николай Константинович писал: «В национальной гимназии основным действующим лицом, субъектом является не учитель, а ученик, в ней:

1. Каждый человек уникален.

2. Человек открыт миру, переживание человеком мира является главной психологической реальностью.

3. Каждый человек наделен потенциалами к непрерывному развитию — развитию всех возможностей — способностей.

4. Каждый человек — носитель культуры своего народа. В каждом человеке от рождения заложено стремление к полной реализации. Это качество можно развить»

 

Феодосия Васильевна Габышева, СӨ үөрэҕин миниистирэ (2003–2010, 2014–2016 сс.), СӨ Бырабыыталыстыбатын бэрэссэдээтэлин солбуйааччы (2010–2014 сс.), СӨ Ил Түмэнин наукаҕа, үөрэххэ, култуураҕа, сонуну киэҥник тарҕатар ситимнэргэ уонна уопсастыбаннай тэрилтэлэр дьыалаларыгар сис кэмитиэтин бэрэссэдээтэлэ (2018 сылтан), педагогическай наука дуоктара, бэрэпиэссэр

1992 сыллаахха бырабыыталыстыба дьиэтин таһыгар Николай Константиновиһы көрсө түспүппүн бэҕэһээ курдук өйдүүбүн. Номнуо 30 сыл ааспыт… Кини онно Национальнай гимназияҕа дириэктэринэн ананарын туһунан кэпсэтии буолбутун эппитэ. Бу элбэх сыл устата толкуйдаммыт идиэйэ олоххо киирэригэр улахан эппиэтинэс сүктэриллибититтэн олус долгуйбут, ол эрээри былааннара туолар буолбуттарыттан астыммыт көрүҥнээҕэ. Онтон ыла үлэбит сүнньүнэн элбэхтэ алтыһан аастахпыт.

Гимназия өрөспүүбүлүкэбит бастакы Бэрэсидьиэнэ М.Е. Николаев тэрийбит Ситимигэр биир бастакынан киирэн, туспа суоллаах-иистээх, ааттаах-суоллаах оскуола буоларын туһугар Антонина Гаврильевналыын олус кыһаллан, өрө көтөҕүллэн үлэлээбиттэрэ. Куоракка дьиҥ сахалыы эйгэни олохсутуу судургута суох суол. Бастаан утаа дьон сахалыы үөрэтии-иитии оҕо кэскилигэр охсуулаах буолуо диэн туттуна соҕус сыһыаннаспыт буоллахтарына, бэрт сотору санаалара тосту уларыйан, гимназия кэнсиэпсийэтин ылынан, үлэ күөстүү оргуйбута. Туох баар тэрээһиннэргэ төрөппүттэр бэйэлэрэ кыттан, тэрийсэн, сүрдээх үчүгэй үгэстэр олохсуйдулар. Билигин араас идэни баһылаабыт урукку гимназистар үөрэммит-иитиллибит кыһаларыгар үөрүүнэн көмөлөһөллөр, учууталларын, доҕотторун кытта билсэ тураллар. Онон норуот педагогикатын философията Чиряевтар аҕалара Константин Спиридонович, Николай Констатинович духуобунай настаабынньыга, Чувашия биллиилээх академига, этнопедагог Геннадий Никандрович Волков дьарыктаммыт дьыалалара үөрэхтээһин эйгэтигэр бигэтик киирдэ. Маны тэҥэ сүрүн болҕомто оҕо киһи быһыытынан, «Мин норуот сорҕотобун», «Мин гимназиспын» диэн бигэ санаалаах буолан тахсарыгар ууруллар.

Николай Константинович 2002 сыллаахха «Диалектика формального и материального в гимназическом образовании» темаҕа диссертация көмүскээн, философскай наука хандьыдаата буолбута. Онон биир идэлээхтэригэр холобур көрдөрөн, научнай чинчийиилэринэн учууталлар да, үөрэнээччилэр да утумнаахтык дьарыктаналлар. Оҕону култуура эйгэтигэр сыһыарыы эмиэ биир табыллыбыт, элбэх ситиһиилэрдээх хайысха. Оскуола ис-тас көстүүтүнэн кытта кэрэҕэ-сырдыкка уһуйар. Манна даҕатан, биир түгэни санаан кэллим: миниистирдии сылдьан, Николай Константинович хайдах эрэ соһуччу баҕайы ыҥыран, уһуннук-киэҥник толкуйдуу барбакка, саҥа оскуола сыбаайатын үрдүкү салалтата суох түһэрэн, сэмэлэнэн турабыт… Онтон кэтэһиилээх тутуу хаамыытын оччотооҕу Бэрэсидьиэммит В. А. Штыров тус хонтуруолугар ылан, бэрт сонун бырайыактаах дьиэ үлэҕэ киириитэ эмиэ биир дьоһун ситиһии этэ. Гимназияҕа сылдьыбыт дьон бары оскуола ураты тыыннааҕын, тупсаҕайын куруутун бэлиэтииллэр. Туох баар киэргэтии, истиэндэ ис хоһоонунан, өҥүнэн дьүөрэлэһиитэ Николай Константинович, Иван Константинович ураты буочардарын туоһута буолан кытаанах ирдэбилинэн оҥоһуллара. Онон бу хайысхаҕа гимназия өрөспүүбүлүкэ оскуолаларыгар эмиэ биир үтүө холобурунан буолар.

 

Евдокия Ивановна Евсикова, 1-й заместитель председателя Якутской городской думы, кандидат педагогических наук, заслуженный работник образования РС (Я)

Для меня Якутская городская национальная гимназия связана, в первую очередь, с именем Николая Константиновича Чиряева. Я знала Николая Константиновича много лет, когда-то мы вместе работали во второй школе. На четвертом этаже нашей школы был заброшенный чердак, который использовали, в основном, как склад для ненужных вещей. И, когда пришел в школу Николай Константинович, тогда он был учителем географии и трудового обучения, этот чердак превратился в место, где собирались дети, их туда тянуло как будто магнитом, потому что там все было сделано его руками, там было уютно и комфортно каждому, там принимали решения о походах и сплавах, там был центр туристического клуба, который он организовал, и это место по-настоящему стало центром внеклассной работы в нашей школе. А потом этот чердак приобрел особое значение, именно там рождалась концепция национальной гимназии. Это все происходило на наших глазах. Несколько учителей, мы их называли «могучая кучка», во главе с Николаем Константиновичем и Марией Серафимовной Слепцовой как заговорщики поднимались на 4 этаж, а выходили оттуда с горящими глазами, такие загадочные, и мы понимали, что на этом чердаке рождается нечто удивительное, будущее нашей республики, нашего образования.

И, когда в 1992 году была создана Национальная гимназия, мы не удивились, что директором был назначен Николай Константинович Чиряев. От всего коллектива школы мы пожелали нашим коллегам, которые «отпочковались» от второй школы, большого светлого плавания. И вот эти 30 лет, конечно, доказали, что действительно те мысли и идеи, которые рождались на этом чердаке, были очень правильными и современными! А еще на наших глазах во второй школе появилась семья Николая Константиновича и Антонины Гаврильевны Чиряевых. Как-то так неожиданно мы узнали, что они женятся. Это была очень красивая и счастливая пара, они любили и уважали друг друга, всегда были рядом. Когда Антонины Гаврильевны не стало, Николаю Константиновичу было очень трудно. И, наверное, только дети и школа просто спасли его. Он полностью ушел в работу. Я думаю, что национальная гимназия, действительно стала его детищем, делом всей его жизни и практически родным домом.

 

 Винокурова Марьяна Васильевна, Отличник образования РС (Я); Почетный работник общего образования РФ; Заслуженный работник РС(Я); кпн

Чиряев Николай Константинович, к.ф.н., заслуженный работник образования РС(Я), отличник образования РС(Я), отличник физической культуры и спорта РС(Я), отличник молодежной политики РС(Я), стипендиат МДФ «Дети Саха-Азия», лауреат Национального фонда возрождения «Бар5арыы» РС(Я) и фонда «Во славу и пользу республики», Директор года РС(Я)-1997, знак «За заслуги перед Якутском», грамота Правительства РС(Я) 1 августа 1992г. был назначен директором Якутской городской национальной гимназии. 

 За 26 лет работы Чиряева Н.К. в Якутской городской национальной гимназии реализованы концептуальная модель гимназического образования, разработана научно-обоснованная система универсальной образовательной среды, созданы условия для формирования творческой личности, способной к самореализации. Важнейшим условием интеллектуального развития ребенка саха в условиях гимназии стало усвоение знаний на родном языке, способном пустить «глубокие корни, обеспечивающем богатое, обильное развитие» личности, организация этнической среды для развития ребенка. Становление и развитие Якутской городской национальной гимназии тесно связаны с именем Антонины Гаврильевны Чиряевой. Она была вдохновителем идей Николая Константиновича Чиряева, директора гимназии. Под непосредственным руководством Николая Константиновича Чиряева в гимназии были осуществлены образовательные проекты: открытие классов Оксфордской школы дистанционного обучения, классы совместно с сетью Королевских школ Великобритании, «Языковой портфель», центр восточных языков, детский музейный центр Национального художественного музея РС(Я), «Школа жизни на Севере», «Саха о5отун сатабыла».

Идеология философского исследования Н.К. Чиряева «Диалектика формального и материального в гимназическом образовании» обосновала интеллектуальное сообщество педагогов гимназии в виде научных исследований целого ряда диссертационных работ сотрудников по вопросам педагогики и методики. Научные исследования, инициированные организационной и творческой деятельностью директора гимназии, стали предпосылкой для развертывания целостной системы национального гимназического образования в Республике Саха (Якутия). Идея развития гимназии, признания самоценности личности, ее права на развитие и проявление индивидуальных способностей и склонностей обеспечивается системной работой администрации, педагогов и родителей под руководством директора, в системе которой взаимодействуют благотворительный фонд поддержки и развития ЯГНГ «Кыһа», управляющий совет, Совет отцов, Совет самоуправления старшеклассников, родительский комитет гимназии. Сложился особый уклад образовательной среды, принята культурологическая концепция воспитания, способствующая духовному и нравственному развитию обучающихся.

Николай Константинович всегда серьезно подходил к организации летнего отдыха гимназистов, сам возглавлял экспедиции по заречной и Вилюйской группе улусов. Появились и успешно действуют творческие коллективы гимназии, классные коллективы становятся лауреатами и дипломантами российских, международных фестивалей, конкурсов детского творчества. Гимназисты принимают активное участие в олимпиадах и научно-практических конференциях республиканского, федерального, международного уровня, обучаются в престижных вузах России и за рубежом. Гимназия является неоднократным победителем международных, всероссийских, республиканских, городских конкурсов среди образовательных учреждений, здесь реализуются смелые идеи, рождаются новые проекты. Этапом в расширении многоречевой развивающей среды города и республики стало открытие по инициативе Чиряева Н.К. дополнительных классов, впоследствии ставших самостоятельными образовательными учреждениями: Саха гимназии, школы «Айыы Кыһата»; а также школы–лаборатории «Сергелях», классов с родным языком обучения «Кыталык» при СОШ №19. 

В материале использованы отрывки из статей из юбилейной книги ЯГНГ "Якутская национальная гимназия: путь длиною в 30 лет".-2022 г., из журнала №1-2 Столичное образование 2019 года, фотографии из архива УО г.Якутска

 

 

 

 

Карта сайта

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.