Семинар молодых педагогов «Магия слова»
26 октября, 2022 - 13:06
Семинар молодых педагогов «Магия слова», организованный Управлением образования по проблеме «Учиться никогда не поздно, особенно у Мастеров. Диалог, передача практического опыта».
Первый лектор - Черных Александра Сергеевна выступила очень хорошо. Александра Сергеевна яркая личность, творческий человек, профессионально грамотный учитель, была призером конкурса «Молодо - зелено», руководит проектом «Литература и жизнь». Присутствующие педагоги задали много вопросов, все активно включались в работу, поблагодарили лектора аплодисментами. Александра Сергеевна представила опыт работы по анализу лирического произведения, это, пожалуй самые трудные уроки. Очень эмоционально, доступно показала все этапы, просто молодец! Фрагменты уроков мы приводим в данной информационной заметке.
1.Тема выступления: «Нравственные уроки поэзии»
Беседа:
- Что такой уроки поэзии?
--Какие трудности у вас возникают, когда вы изучаете лирические произведения?
Поэзия влияет на душу человека, на его гражданскую позицию, отношение к людям, природе, обществу.
Она заставляет человека задуматься о главном, насущном, прекрасном.
И.С. Тургенев писал: «Поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия».
Цикл уроков о прекрасном.
Предлагаю для анализа три урока:
1. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (понятие об эпитете).
Образ розы в произведениях русских поэтов.
Эстетическое восприятие прекрасного через возможности поэтического текста. Нравственное понимание красоты через эстетическое восприятие.
Мы говорили о розах, так как они, как и другие предметы окружающего мира, являются частичками прекрасного мира, окружающего нас. Говорили оо эпитетах, которые помогают создавать образы.
2. «Много чудесного видит земля…» (создание поэтического образа, Н. Гумилев стихотворение «Жираф»).
Урок поэзии по творчеству Николая Степановича Гумилева. Есть в школьной программе писатели, к произведениям которых мы обращаемся каждый год: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Чехов. Среди таких писателей в последние годы оказался Николай Гумилев, стихи которого очень близки читателю-ребенку и востребованы в разных классах. Однако наш замысел может показаться излишеством и донкихотством: познакомить пятиклассников с произведениями Николая Гумилева. Многие скажут, что для младшего возраста страницы его творчества недоступны, трудные для восприятия. Однако, как известно, преодолеть трудность художественного текста можно только искусством чтения, на которое мы рассчитываем. Поэтому мы утверждаем, не надо ждать, надо пробовать. При сегодняшнем раннем отлучении детей от культуры (это происходит само собой, помимо нас, а нередко и без «усилий родителей) 5 класс может стать запоздавшим: ребята уже отвернуться от классики, поэтической особенно: ведь она, как и классическая музыка, ждет хотя бы непредвзятости вкуса, естественной отзывчивости на слово, образ, ритм. И спасти сегодня школьников для искусства можно только своевременным, ранним приобщением к нему.
Это урок «прекрасного» в поэзии. Многие скажут: «Разве до сих пор на наших уроках поэзия не была воплощением «прекрасного»?». Порой мы открываем конкретные формы «прекрасного», созданные самой природой; получается, что поэту остается лишь все это запечатлеть. На уроке будет предпринята попытка приблизить учеников – насколько это доступно пятиклассникам и, конечно же, лишь на уровне чувства, интуиции – к постижению того, как поэт творит прекрасное, преображая реальность и создавая эстетически совершенное произведение.
Известна истина: писатель на уроке литературы должен научить ребят больше, чем сам учитель. В жизни и личности художника можно найти много моментов, которые заинтересуют ребят и даже будут восприняты как пример для подражания. Особенно если речь идет о путешественнике, поэте, воине, аристократе духа, эстете, книжнике – Николае Степановиче Гумилеве.
3. Мастер-класс. Работа в группах.
«Верьте, люди, в чудеса: этот мир прекрасен!»
(Стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка».)
Судьба поэта – и человеческая, и литературная, - это история взлетов и падений, громкой славы и долгого забвения, отрицания и утверждения.
Но поэт видел прекрасное в обыденном и верил, что мир прекрасен.
И он скажет: «И кто открыт миру, тот всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в нечетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своем распоряжении солнечные нити, и сумеет соткать золотые и серебряные ковры».
По мнению Бальмонта, в жизни каждого человека есть своя золотая рыбка, которая напоминает нам о том, что мир прекрасен. Готова исполнить все, что мы захотим, чтобы поддержать веру людей в чудеса.
Я хочу закончить наш семинар словами К. Бальмонта. В стихотворении «Верьте мне…» он обращается ко всем нам, людям.
«Верьте мне, обманутые люди,
Я как вы, ходил по всем путям,
Наша жизнь есть чудо в вечном чуде,
Наша жизнь – и здесь, и вечно там».
2.Привела пример урока по литературе в 6 классе
Тема: «Много чудесного видит земля…» (создание поэтического образа в творчестве Н. Гумилева, стихотворение «Жираф»).
1.Начало урока: (звучит музыка, Франц Шуберт «Серенада»);
Вступление:
а) Создание благоприятной атмосферы:
- Когда вы сегодня шли в школу, вы, наверное, обратили внимание на то, какое сегодня прекрасное и чудесное утро.
- Я думаю, что наш урок сегодня будет тоже чудесным и незабываемым.
б) Работа с формулировкой темы:
- Тема нашего урока: «Много чудесного видит земля…»
Сегодня на уроке мы
1. Познакомимся с эпитетами, сравнениями на примере стихотворений Н.С. Гумилева.
2. Узнаем, как поэту удается создать поэтические неповторимые образы.
3. Научимся находить эпитеты, сравнения в тексте, определять их лексическое значение, составлять синонимические ряды.
4. В конце урока постараемся сами написать творческую работу.
- Ведь мир, в котором мы живем, божественный, сказочный, таинственный. Но мы порой из-за нашей повседневной суеты не обращаем внимания на ту красоту, которая нас окружает.
- Поэт Николай Степанович Гумилев предлагает нам, читателям, взглянуть на мир по-иному, он пытается донести до нас, что мир огромен, а Земля – это райский уголок.
- Он создает из обыденного, повседневного прекрасное и чудесное, стоящее нашего внимания.
в) Слово о Гумилеве – путешественнике:
- Николай Степанович Гумилев – поэт, переводчик, путешественник и первопроходец. Он странствовал по Африке, был в Каире, Александрии и в самых глухих, затерянных местах. Он написал замечательные стихи об этом и о многом из того, что творится на белом свете. Он хотел создать «Учебник географии в стихах», но написать не успел, а оставил о дальних странствиях нам свои стихотворения.
в) Прием «Удивляй».
(Звучат африканские мотивы, просмотр презентации)
- Сейчас и мы с вами отправимся туда, где когда-то побывал Николай Гумилев. И так в путь, на самый экзотический континент – Африку.
-Вот такой ее увидел поэт:
«Оглушенная ревом и топотом,
Облаченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы».
- Читая его стихотворения, мы представляем чудесные образы:
«песчаный разлив Сахары»
«рыжие всклокоченные воды Нила»
«тихое таинственное озеро Чад»
- А животный мир Африки богат и разнообразен, поражает необычными яркими птицами, которых не встретишь нигде.
-«краски взяв у пустынных закатов, попугаям он перья раскрасил…»
-«дал слону он клыки, что белее облаков африканского неба»
- «льва одел золотою одеждой, и пятнистой одел леопарда»
- «сделал рог, как янтарь носорогу»
- «дал газели девичьи глаза»
- верблюды «огромные, древние чуда из глубин пышноцветных морей»
- бегемоты «точно сваи незримого чудо-моста»
- гиена «преступная, но пленительная царица»
1. Объяснение нового материала
Дорогие ребята, каждый из вас сейчас – представитель своей команды. Обратите внимание на памятки работы в группе и постарайтесь их не нарушать. Ознакомились? А теперь приступаем. Всем удачи!
Чтобы создать незабываемые образы, автор использует такие художественные средства (тропы)
а) Перед вами лежат литературоведческие словари.
• Откройте их и найдите полное определение термина Эпитет. Прочитайте выделенное.
Эпитеты – образные определения.
Примеры: коршун не спит – «бессонный коршун»
Темные горы – «мрачные горы»
Задание:
- Найдите эпитеты в приведенных цитатах (распечатка с цитатами).
«рыжие всклокоченные воды Нила»
«тихое таинственное озеро Чад»
«льва одел золотою одеждой, и пятнистой одел леопарда»
- Верблюды «огромные, древние чуда из глубин пышноцветных морей»
гиена «преступная, но пленительная царица»
бегемоты «точно сваи незримого чудо-моста»
Работа с лексическим значением слов (раздать карточки)
всклокоченные воды –
таинственное озеро –
золотою одеждой -
огромные, древние чуда –
пышноцветных морей» -
преступная, но пленительная царица –
незримого чудо-моста» -
б) Сравнение
• - Откройте их и найдите полное определение термина сравнение. Прочитайте выделенное.
Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.
Примеры:
- «Воздух меркнет, становится солнца зрачок, как гранатовая сердцевина»
- «За большими, как тучи, горами»
Задание (раздать карточки):
- Перед вами цитаты из стихотворений, что и с чем сравнивает поэт?
«дал слону он клыки, что белее облаков африканского неба»
«сделал рог, как янтарь носорогу»
- бегемоты «точно сваи незримого чудо-моста»
Сравнивает:
клыки белее облаков,
рог, как янтарь
бегемоты точно сваи чудо-моста
2. Анализ стихотворения «Жираф»
(Закрепление понятий и умений).
а) Беседа по слайду с изображением жирафа
- Среди всех животных, которых Гумилев видел в Африке, восторг у него вызвал жираф.
(слайд, на котором изображение жирафа)
- Каким вы видите жирафа?
б) Романс «Жираф»
-Далеко, далеко на острове Чад
Изысканный бродит жираф…
(во время проигрыша слова учителя)
- В стихотворении «Жираф», которое было написано после очередного путешествия в 1907 году, поэт делится со своей собеседницей впечатлениями, которые произвела на него Африка. Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей.
Романс «Жираф»
(во время проигрыша слова учителя)
- В каждую свою поездку Николай Гумилев вкладывал особый смысл, тайно надеясь отыскать забытый всеми уголок, который можно было бы превратить в настоящий рай на земле.
в) Беседа на восприятие
- Понравился вам романс, почему?
-Мир, в котором живет жираф, сказочный или реальный (настоящий)?
-Какой он жираф в стихотворении Гумилева? Опишите словами.
г) Закрепление понятий и умений
- Описание жирафа подробно, многоцветно. Помогают создать такой чудесный образ эпитеты. Найдите их (раздаем карточки).
-изысканный жираф
-грациозная стройность
- волшебный узор
- стройные пальмы
- немыслимые травы
(объясните лексическое значение эпитетов) Продолжаем работу в группах.
- Объясните лексическое значение слов.
(составление синонимических цепочек) Перед вами созданные вами синонимические ряды: (слайд дополнительный)
-Найдите сравнение.
- «И бег его плавен, как радостный птичий полет…»
- Почему именно это животное автор делает героем своего стихотворения?
(подсказки, если не могут ответить: рост, окраска, поведение)
Слово учителя:
- Это самое высокое животное, ему видно то, чего не замечают другие, к тому же раскраска его оранжево - желтого и коричневого цветов. Рисуя образ жирафа с плавными, изысканными движениями, герой призывает героиню возвыситься над своей печалью, с достоинством переносить жизненные невзгоды.
4. Творческое задание (если останется время)
- А теперь выполним небольшое творческое задание.
-Продолжите: Передо мною жираф…
(Каким вы его видите?)
- Запишите три связных предложения, в которых вы бы описали жирафа. Используйте знакомые эпитеты и сравнения, а может, кто-то из вас создаст свои.(2-3 минуты)
Звучит мелодия (Перт Чайковский «Баркарола»)
После выполнения творческого задания выборочная проверка.
5. Выводы урока:
1. С какими литературоведческими терминами, которые используют поэты при создании поэтических образов, мы сегодня познакомились?
2. «Много чудесного видит земля», а что должны видеть мы, чтобы жизнь наша не была такой скучной и серой?
3. Перевернуть на доске подсказку, раздать карточки. Рефлексия.
б) Выводы учителя:
- Я думаю, что после этого урока вы по-другому посмотрите на мир, в котором вы живете. Мы пришли на эту землю не проживать свою жизнь в серости и в тумане, а жить и наслаждаться жизнью и восхищаться тем, что нас окружает.
6. Объяснение домашнего задания
-Напишите сочинение на тему «Мой жираф».
-Сегодня вы познакомились со стихотворением «Жираф», которое написал Николай Гумилев. Попробуйте по-своему описать жирафа и рассказать о его жизни.
Данные фрагменты мы приводим для использования в работе другими педагогами.
Коновалова М.Е., учитель русского языка МОБУ СОШ №10, показала интересные приемы по формированию читательской и функциональной грамотности, поделилась опытом работы по сплочению классного коллектива через работу драматического кружка. Было очень интересно. Молодым педагогам выступления учителей Черных А.С.Коноваловой М.Е. были полезны, думаем, что они опыт данных педагогов возьмут на вооружение и применят в своей дальнейшей работе.
Нижник Н.Н., куратор проекта «Магия слова», Управления образования города Якутска.
Митюкова Н.Э., руководитель проекта «Магия слова» ,МОБУ СОШ №29
Митюкова Н.Э., руководитель проекта «Магия слова» ,МОБУ СОШ №29