Семинар-практикум для учителей выпускных классов
Управлением образования города Якутска была создана группа педагогов, в которую входят учителя, преподающие в выпускных классах. Был составлен план на учебный год. В плане обозначены значимые для педагогов темы по подготовке учащихся к ГИА 2023 года.
25 октября на базе МОБУ СОШ№26 городское методическое объединение провело плановый семинар-практикум для учителей русского языка и литературы. Данный семинар, как было сказано выше, адресован учителям, работающим в выпускных классах. Выступила Денисова Маргарита Егоровна, председатель предметной комиссии ЕГЭ по литературе, учитель русского языка и литературы МАОУ НПСОШ №2, она проанализировала итоги экзамена, обратила внимание коллег на типичные ошибки, встречающиеся в работах выпускников. В целом результаты выполнения заданий ЕГЭ свидетельствуют, что выпускник достаточно хорошо освоил следующие виды деятельности: определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, литературному направлению и жанру; смысловое чтение художественных произведений разных жанров; различные виды пересказа; анализ текста с выявлением языковых средств художественной образности; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; определение приемов выражения авторской позиции, формулировки проблемного и идейного своеобразия художественного произведения, самостоятельный поиск литературного контекста для ответа на вопрос, комментирование художественного текста.
Традиционно первым испытанием и одновременно допуском к основным экзаменам 2023 года будет итоговое сочинение, при написании которого выпускники 11 класса должны будут продемонстрировать свои знания по литературе. Ранее, еще на этапе подготовки, 11-классники знали основные направления и возможные темы, по которым им будет предложено написать итоговое сочинение, но в этом учебном году все кардинально изменилось. Министерство просвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения приняли решение об изменении с 2022-2023 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения. В 2022-2023 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами. С изменениями коллег ознакомила Андреева Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №26. С 2022 года ЕГЭ проводится на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В 2023 г. продолжается корректировка экзаменационных моделей по большинству учебных предметов в соответствии с ФГОС. Все изменения, в том числе включение в КИМ новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и др. Об этих изменениях рассказала Чернова Елена Петровна, заместитель директора по содержанию образования МОБУ СОШ №26.
Нижник Н.Н.: «Годовой семинар по подготовке к ГИА по своему содержанию полезен для педагогов, которые учтут все нюансы прошлого года и активно начнут работу с учащимися в этом учебном году. По заявкам педагогов Управлением образования была создана эта группа. В 2022-23 учебном году на следующих семинарах, таких как «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека», других пойдет разговор о подготовке к сочинению, написанию сочинения, его оценка учителем и самооценка школьником, так как это занимает одно из важнейших мест в системе современного литературного образования. Подготовка к написанию сочинения сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой работе учителя и учащихся. «Сочинение, являясь школьным упражнением, считается творческой работой, потому что ученик в первую очередь создает свой текст. Написать любой текст вне жанра невозможно. Традиционное сочинение, по сути дела, представляет собою аналогию литературно-критической статьи, хотя существует мнение, что школьное сочинение – это самостоятельный жанр. Если изучать литературу как искусство слова, то и сочинение… можно писать в разных жанрах прозы. Наиболее приемлемыми для этого являются: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, письмо, путешествие». В современных условиях «возвращения» к полновесной работе над сочинениями разных жанров, безусловно, и учитель, и ученик будут испытывать объяснимые затруднения. Это коснется и преподавателя, которому нужно будет уложить в программу своей работы целую систему творческих заданий и выявить способы создания алгоритмов написания учащимися сочинений разных жанров, в т..ч. и сочинения - рассуждения, эссе и т.д. Встает проблема и перед учащимся, который, к сожалению, во многом растерял навыки внимательного, подробного чтения и пересказа, умение составлять развернутый текст в соответствии с проблемным вопросом, предполагающим обстоятельное рассуждение. Анализ кратких, развернутых ответов и сочинений обучающихся показывает следующие недостатки:
•невысокий образовательный и общекультурный уровень пишущих;
• слабое знание художественных текстов, непонимание историко-литературного и общественно-культурного фона эпохи;
•недостаточное умение анализировать и интерпретировать литературное произведение;
• подмена анализа текста пересказом;
• затруднение при выполнении сопоставления художественных текстов;
• поверхностное рассмотрение изобразительно-выразительных особенностей произведений;
• наличие штампов, схематизма в изложении материала;
• неумение раскрывать позицию автора исходного текста;
• отсутствие навыка аргументации собственной точки зрения. В целом налицо слабые историко-литературные и теоретико-литературные знания и неумение пользоваться ими в должной мере. Избежать затруднений и ошибок при выполнении творческого задания поможет алгоритм работы над сочинением разных жанров. Алгоритм работы над сочинением традиционных и нетрадиционных жанров. Вот об этом и другом мы будем говорить на следующих наших семинарах. Поэтому приглашаю всех педагогов, которые работают в выпускных классах активно принять участие в работе наших семинаров. Только общими усилиями мы поднимем качество обучения наших детей по предметным областям русский язык и литература».
Нижник Н.Н., куратор проекта «Литература и жизнь» Управления образования города Якутска,
Андреева Т.С., руководитель городского МО