Методический коворкинг «Формирование и оценка читательской грамотности учащихся в условиях реализации ФГОС»
Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в школе является умение каждого читать и понимать прочитанное. Новый государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение и работу с информацией как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения.
В конце апреля в МОБУ «Якутский городской лицей» прошел методический коворкинг «Формирование и оценка читательской грамотности учащихся в условиях реализации ФГОС» с целью изучения опыта формирования читательской грамотности как результата качества обучения в рамках реализации обновленного ФГОС ООО.
Открывая коворкинг, Сидоров И.А., директор ЯГЛ, отметил, что формирование читательской грамотности остаётся актуальной проблемой. Он подчеркнул, что современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Подчеркнул, что читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом, и поэтому. возникает вопрос: как научить и получить результат?
В Якутском городском лицее с 2016 – 2017 года проводится метапредметная работа, которая направлена на выявление у учащихся одного из основных метапредметных результатов обучения – сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.выявлять уровень имеющихся универсальных учебных навыков и умений у обучающихся, проводить независимую оценку уровня знаний, умений и навыков учащихся согласно ФГОС, развивать и стимулировать метапредметный подход в процессе обучения. С анализом метапредметной работы выступила Попова С. Н., тьютор по ФГОС.
Большой интерес вызвал блок, где был представлен практический опыт учителей по формированию читательской грамотности в различных предметных областях. Представляя свой экспериментальный опыт, Стручкова А.М., завкафедрой гуманитарных наук, учитель русского языка и литературы, остановилась на общих подходах, особенностях, апробации в оценке читательской грамотности учащихся основной школы. Огромную работу по формированию читательской грамотности ведет кафедра иностранных языков. Кондратьева В.В., завкафедрой иностранных языков, учитель английского языка, поделилась с технологией работы над литературными текстами, остановилась на особенностях построения учебных материалов учебников. Кафедра иностранных языков внесла предложение о проведении недели читательской грамотности, создания банка заданий, проведения интегрированных уроков, введения спецкурса «Чтение». Аргунова Е.В., учитель истории и обществознания высшей категории, поделилась приемами работы над текстом, которые стимулируют учащихся к серьезной работе над текстом, способствуют формированию у учащихся навыков работы с научным языком, требуют от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли, улавливать логическую последовательность изложения. Афонюшкина Ю.А., завкафедрой математики, информатики и черчения, учитель математики, Иванова А.А., учитель биологии отметили, что материал уроков математики, биологии дает большое разнообразие для формирования читательской грамотности.
Яковлев Н.А., завкафедрой естественных наук, учитель географии, кандидат педагогических наук отметил, что особое значение формирование читательской грамотности приобретает именно сегодня, когда ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными. Поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, без сознательного чтения как труда и творчества, невозможно формирование читательской информационной культуры. Николай Афанасьевич внес предложение проведения интегрированных уроков.
Выступление о новых форматах работы с читателями ведущего библиотекаря SMART-библиотеки Смольниковой Ю.В. вызвало неподдельный интерес у участников коворкинга. Юлия Смольникова дала практические советы как помочь детям и чего нельзя делать, чтобы поддержать читательский интерес учащихся.
На мастер-классе, проведенном старшим преподавателем ИЗФИР СВФУ Арольдом Можером, учителя выступили в роли учащихся, почувствовали вкус мелодичного французского языка, охотно, с азартом выполняли задания, осваивая новую лексику и с удовольствием отвечая на вопросы преподавателя.
В конце коворкинга участники обменялись мнением, приняли резолюцию и пришли к выводу, что каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при изучении многих учебных предметов, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате их взаимодействия.
Анисимова Л.Е., заместитель директора по содержанию и качеству образования МОБУ ЯГЛ