Развитие творческой индивидуальности учащихся в образовательном процессе гимназии
30 марта 2016 года в Городской классической гимназии в рамках работы над единой методической темой гимназии «Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном пространстве гимназии» прошел педагогический совет «Развитие творческой индивидуальности учащихся в образовательном процессе гимназии».
Разговор был посвящен решению весьма непростой задачи: как в век глобализации выстроить учебный процесс так, чтобы воспитать у школьников чувство национального самосознания с одной стороны, и развить творческие индивидуальные способности – с другой. Определив понятия «индивидуальность», «творческая личность», «творческая деятельность», педагоги отметили, что в ФГОС при определении результатов освоения образовательной программы впервые прописаны личностные результаты, и не просто прописаны, а поставлены в структуре планируемых результатов на первое место.
Задание «Круги» на развитие творческого воображения и тест «Ваш творческий потенциал» показали, что учителя гимназии имеют значительный творческий потенциал и им доступны самые разнообразные формы творчества. И это не случайно, ведь только творческий учитель может обеспечить разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося.
Калейдоскоп приемов и методов, используемых в учебном процессе, наглядно продемонстрировал эффективное и творческое использование изученных педагогических технологий.
Иванова Т.А. представила один из приемов технологии развития критического мышления «Стратегия Fishbone – рыбный скелет», которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем не только на уроках английского языка. Данная стратегия может быть использована при анализе текста, обобщении и изучении материала на любом предмете.
Продолжила разговор о стратегиях, используемых в технологии развития критического мышления, Бурнашева Л.Н., которая с помощью приема «ИДЕАЛ» помогла определить проблему, обозначенную в притче Л.Н. Толстого «Два брата», сформулировать пути решения проблемы и выбирать самое сильное решение.
Гомзякова А.О. продемонстрировала использование технологии ТРИЗ при обучении теории на уроках литературы. Коллеги с увлечением включились в составление метафор, которые получились у них образными и нестандартными. Использование данного приема позволит и ученикам, и педагогам сделать свою речь более яркой и образной.
С разнообразием творческих заданий, используемых на уроках истории, познакомила Слепцова А.С. – это отчеты об экспедиции в различные эпохи и рисунки по теме исторического события, экскурсии по родному краю и творческие сочинения, интервью с историческим героем и ролевые игры. С интересом включились учителя в творческую работу, в которой требовалось выступить от лица героев картины С. Иванова «Юрьев день». Платоновой Л.Р. и Алексеевой А.Е. удалось весьма достоверно создать образы героев, опираясь на исторические документы и тексты.
Процесс создания разноцветного кубика по технологии «оригами» захватил всех присутствующих. Под руководством учителей математики началось освоение древнейшего японского искусства, которое не только развивает мелкую моторику рук, но развивает пространственное и творческое воображение. Занятия по оригами включены учителями математики в деятельность клубов «Развивай-ка» и « Школа Пифагора», которые объединены в рамках проекта по работе с одаренными детьми «Алгоритм».
Кейс-технологии активно использует в учебном процессе Свиридкина О.В. Групповая творческая деятельность по заданному кейсу «Соло для черного» позволила каждому учителю выразить вою индивидуальность и, в тоже время, проанализировать возможность использования данной технологи и в своем учебном предмете. Созданные за очень короткое время вариации на тему «маленького черного платья» поразили всех своей оригинальностью и выдумкой.
Выступление Неустроевой А.И. об использовании открытых заданий на уроках географии никого не оставило равнодушным. Опираясь на теоретические обоснования А.В. Хуторского для разработки таких заданий, Анна Ивановна смогла в них выделить личностную направленность на каждого ребенка. «Письма из экспедиций», «Дневник путешественника» позволяют не только проверить знания предмета, но дают возможность ученику выразить свое отношение и к предмету, а учителю - найти точки соприкосновения для дальнейшего творческого роста ученика.
Подведение итогов педагогического совета с использованием приема «3 – 2 – 1» позволило определить направления дальнейшей деятельности педагогического коллектива гимназии по развитию творческой индивидуальности учащихся в образовательном процессе гимназии.
Было отмечено, что все педагоги на высоком уровне владеют педагогическим технологиями, направленными на развитие творческих способностей детей, активно используют их в образовательном процессе. Вместе с тем была отмечена недостаточная работа по развитию технического творчества в гимназии. Педагогическим советом было рекомендовано авторам выступлений представить свой опыт на городском методическом конкурсе «Новое образование». Также поступило предложение о создании «Банка методических идей» для более эффективного обмена педагогическим опытом и быстрейшим внедрением в образовательный процесс новых форм и методов обучения.
Несомненно, что образовательный процесс в гимназии станет еще более интересным и увлекательным для каждого ученика, поможет раскрыть и проявить нашим гимназистам свои творческие способности.
Источник: МОБУ "Городская классическая гимназия"