Городской семинар для учителей русского языка и литературы в школе №26
12 апреля кафедра гуманитарных предметов СОШ №26 им. Е.Ю. Келле-Пелле провела городской семинар для учителей русского языка и литературы «Технология мастерских как средство достижения практических результатов обучения русскому языку и литературе».
Надежда Николаевна Нижник, как куратор проекта «Литература и жизнь», специалист Управления образования, руководящий распространением передового опыта в системе столичного образования, высказала от лица всех участников радость от долгожданной встречи, отметила необходимость распространения педагогического опыта, обратила внимание на актуальность внедрения в учебный процесс разнообразных технологий, в том числе мастерских. Технология педагогических мастерских разработана французскими педагогами и психологами в 1984 г. признана Министерством образования Франции.
Необходимо помнить главное в технологии:
- не сообщать информацию, а передавать способы работы:
а) Через естественно- научное исследование
б) Технологический анализ художественного произведения.
в) Исследование исторических первоисточников
г) Создание произведений прикладного искусства
- Самый важный результат в мастерской-
Приобретение знаний о самом себе, самооценка и восхождение к себе.
Ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.
В мастерской создаются условия для развития индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Также Надежда Нижник заострила внимание на Концепции чтения РС(Я), принятой в нашей республике 27 января 2022 г. Для повышения функциональной и читательской грамотности обучающихся необходимы совместные усилия всех участников образовательных отношений. Работа всех педагогов, включая педагогов начального образования, должна быть нацелена на формирование у обучающихся ряда умений, среди которых: находить разного рода информацию в текстах разной природы, анализировать ее, систематизировать, обобщать, делать выводы; извлекать из текста информацию и строить на ее основе свои суждения; на основе прочитанного текста формулировать собственные речевые высказывания в устной и письменной формах; реконструировать на основе прочитанного авторский замысел; выстраивать собственную творческую деятельность, связанную с написанием текстов разных стилей и жанров.
Работа с текстом (устным или письменным) должна стать
основополагающей во всех видах образовательной деятельности: урочной и
внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
Основная цель Концепции – это повышение качества и статуса чтения,
развитие культурной, читательской компетентности и формирование у
подрастающего поколения гражданских и духовно-нравственных ориентиров.
Приоритетными задачами Концепции являются:
1. Развитие и поддержка чтения в сфере образования, науки и культуры.
2. Совершенствование инфраструктуры чтения.
3. Популяризация чтения в республике.
Структура семинара создана по алгоритму деятельности в мастерской. На первом этапе вниманию слушателей были представлены выступления:
1) литературно-музыкальная композиция «Мне книги открывают целый мир…», подготовленная учителями-словесниками Г.М. Амвросьевой и Н.Н. Ивановой
2) «Слово о школе» директора А.И. Васильева
3) «Методическая неделя как форма повышения профессиональной компетентности учителей» заместителя директора по СО К.С. Саввиной
4) «Технология педагогических мастерских: сущность и особенности» руководителя МО Е.П. Черновой.
На втором этапе учителя-предметники поделились опытом реализации технологии мастерских. Проведены открытые уроки и выступления:
1) мини-спектакль по «Капитанской дочке» А.С. Пушкина – Х.И. Атакова,
2) «Воспитание читателя» (из опыта работы «Клуба любителей чтения») – Л.А. Морук,
3) «Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки» - фрагмент урока-мастерской по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа» - А.К. Федорова,
4) «Работа с текстом как подготовка к итоговому собеседованию» - А.К. Иванова,
5) «Литературное лото как одна из форм подготовки к итоговой аттестации» - Т.С. Андреева.
Необходимый и важнейший элемент мастерской – «разрыв», при котором участнику внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины, так как происходит разрыв между старым и новым знанием. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась. Надеемся, что участники семинара пережили такое психологическое состояние, которое подскажет им свой путь в использовании технологии мастерских.
В работе семинара приняли участие педагогические работники 15 школ города (21 учитель), которые отметили отличный уровень организации семинара: продуманность программы и форму проведения семинара; актуальность темы; высокий научно-методический уровень и практическую значимость выступлений и уроков; профессионализм учителей; атмосферу доброжелательности и гостеприимства в школе. Рефлексия после проведения семинара показала, что педагоги кафедры русского языка МОБУСОШ№26 создают успешность современного урока. Выстраивают успешность от доступной формы подачи учебного материала, создания ситуаций успешности, доброжелательной атмосферы на уроке. Все это помогает обучающимся лучше усваивать учебный материал. Главное у педагогов кафедры СОШ№26 соблюдать все требования к современному уроку, а именно, это:
- самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
- организационная, а не информационная роль учителя;
- обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке: восстанавливает ход урока, анализирует свою деятельность или деятельность одноклассников, формулирует свои впечатления;
- высокая степень речевой активности учащихся. Педагогами используется главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Это мы увидели на посещенных занятиях, внеклассных мероприятиях.
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии.
Педагоги школы, заместитель директора Саввина Ксана Семеновна, заведующая кафедрой Чернова Елена Петровна в своих выступлениях говорили о том, какие же требования предъявляются учителями школы к современному уроку русского языка и литературы, если их объединить, то это следующее:
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
И, как итог семинара, про педагогов русского языка и литературы СОШ№26, можно сказать следующее: все педагоги обладают хорошей методической подготовкой, высоким профессионализмом, дружная команда единомышленников, которая направляет все свои усилия на обучение и воспитание своих обучающихся, в центре внимания урока, внеурочной деятельности – дети.
Конечно, очень много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки, поэтому всем педагогам-филологам нашего города желаем добиться профессионального успеха, взаимопонимания с обучающимися, творческого роста.
Нижник Н.Н., куратор проекта «Литература и жизнь», передового педагогического опыта УО, заместитель директора по СО Саввина К.С., заведующая кафедрой Чернова Е.П. СОШ №26.