Прошло второе заседание клуба молодых словесников "Магия слова"
26 октября в МОБУ СОШ №29 прошло второе заседание клуба молодых словесников "Магия слова". Перед молодыми педагогами выступила Сюндюкова Галина Борисовна, ветеран педагогического труда, Заслуженный учитель РФ. Она представила опыт работы по теме "Формирование навыков выразительного чтения". Так как, по нашему мнению, выразительное чтение это высший тип чтения: это навык умений использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.
К основным средствам выразительности чтения относятся: дыхание, логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения, темпоритм, повышение и понижение голоса (мелодика), сила голоса, окраска голоса (тембр), тон, интонация, мимика и жест. Этому надо учить наших обучающихся.
Галина Борисовна на практике показала этапы работы над поэтическим текстом. Вместе с молодыми учителями она анализировала фрагмент из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Также она рассказала о путях воспитания интереса поэтическому тексту на примере творчества поэтов Серебряного века, о поэтических вечерах.
Во второй половине семинара слушатели познакомились с теорией проведения уроков - мастерских. Во время следующего занятия планируется мастер-класс по этой теме, так тема технологии Мастерской интересна педагогам. Интересна деятельность обучающихся в ходе проведения мастерской. Так как сама деятельность по выполнению заданий требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Важная особенность технологии мастерских - задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью.
Но это дает простор воображению, творческому поиску.
Ученики сами формулируют цель своей деятельности, отбирают средства для ее осуществления. И если традиционно образовательный процесс сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать. На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ученика. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования также компетентности у педагогов. Главная задача педагога - помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития. Поэтому, к данной технологии у нас в этом году пристальное внимание, постараемся практически раскрыть секреты технологии, чтобы молодые педагоги могли применять ее в своей работе.
Нижник Н.Н., УО, Митюкова Н.Э., руководитель творческого клуба «Магия слова»