Прошел мастер-класс для молодых учителей-филологов «Магия слова»
19 октября для молодых учителей-филологов творческого клуба «Магия слова» прошел мастер-класс учителя МОБУ СОШ№1 Сергеевой Татьяны Власьевны.Она провела урок с применением технологий: мастерская, Арт-педагогика и др.
Технология «Творческих мастерских» заменяет урок.
Она обращена к «Я» ученика, его личности, интересам, поискам и целям. Мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
Татьяна Власьевна провела урок – мастерскую ценностных ориентаций в 9 а классе по теме: «Тема семьи, отцов и детей на страницах литературы» по произведениям народного писателя Якутии Д.К. Сивцева и русского писателя А.Платонова «Третий сын»,это был урок-мастерская, урок открытых мыслей с использованием элементов технологии креативного мышления, артпедагогики, сотрудничества.
Цели урока, которую поставил учитель:
- обсуждение проблем семьи, отцов и детей на страницах литературы;
- максимально активизировать мыслительную и речевую деятельность учащихся, их самостоятельность в интерпретации и оценке литературного материала;
- воспитывать заинтересованность в осознанном чтении произведений писателей и др.
Мы находились в красивом кабинете литературы, где все располагало к творческой обстановке, почти как в театре, так хорошо и уютно в кабинете Сергеевой Т.В.
Звучит музыка и на ее фоне красивое вступительное слово учителя:
«Семья – это самое святое, что есть у человека в жизни. Ради семьи мы готовы на любые подвиги и именно в семье находим радость, спокойствие и гармонию, именно семья дает нам силы жить и творить, радоваться каждому проявлению жизни. Дружная семья плечом к плечу противостоит любым невзгодам и всегда выходит победителем.
«Тема семьи, отцов и детей». Так звучит тема нашей мастерской. Она волнует умы великих людей России, известных её писателей и поэтов на протяжении всего существования литературы. В этом мы с вами уже смогли убедиться на примерах произведений 18 и 19 веков.
Обратимся к замечательным произведениям Д.К.Сивцева «Рождественская ночь» («Орооьуспа туун»), А. Платонова «Третий сын».
Далее идет подробная аналитическая работа по текстам, дети очень активно участвуют в беседе, они очень эмоционально восприняли эту тему, каждый пропустил через себя, и у учителей, и у детей были слезы на глазах по отдельным моментам урока.
Например, портретная галерея. «Образ матери в изобразительном искусстве». Работа с иллюстрациями. Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна». Мария должна отдать людям своего сына – маленького Христа на страдание и муку, чтобы они были счастливы. Глубока и сильна материнская любовь, но во имя высшего долга мать способна пойти на жертву. Мария – идеал материнства.
На картине художника К. Петрова-Водкина «Мать» кормящая женщина. Город, где живет она, находится в кольце блокады. Мать же кормит ребенка. Она занята делом, важней которого для нее ничего нет, даже если и идет война.
Рассказ детей о своих рисунках.
Слово учителя:
«В английском парламенте обсуждался вопрос о молодёжи. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодёжи. Вот они, эти высказывания. Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
1. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
2. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.
3. Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе — Гесиоду, третье — египетскому жрецу, а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка — 3000 лет».
Таким образом, упрёки в адрес молодого поколения не новы, они, то справедливо, то неоправданно, звучат вечно. Слышать их из уст старших — участь каждого нового поколения. Созвучными миниатюре В.А. Солоухина оказываются и лермонтовские строки: “Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно…”
Каждому поколению выпадает жить в своё время.
Идет активное обсуждение по вопросам:
В наше время актуальна эта проблема? Большинство из вас уверены в силе любви родителей к вам. А вы любите родителей? Думаю, многие из вас задали себе этот вопрос, когда прочитали рассказы «Третий сын» и «Рождественская ночь».
Посмотрите на эту проблему со своей позиции … Вы же являетесь членом своей семьи. Все ли вы делаете так, чтобы не было конфликтов, ссор, чтобы было взаимопонимание с родителями, с другими членами семьи. Зависит ли что-нибудь от вас? Понимаете ли вы своих родителей?
Идет общее эмоциональное обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группой. Затем дети пишут свои письма своим родителям, которые вручат им, когда придут домой. Все молодые педагоги получили наглядно, как нужно проводить урок по технологии - мастерская, как взаимодействовать с обучающимися, какие приемы применять, чтобы активизировать детей. На уроке звучала музыка, колокольный звон, были прекрасные инсценировки детей, очень хорошие детские рисунки по теме урока. Самое главное, дети были очень активны, переживали очень чувственно моменты, представленные на уроке, активно работали на всех этапах и проживали совместно все эти этапы урока. Все мы были благодарны Сергеевой Т.В. за такой прекрасный и нужный урок. Я думаю, что каждый с данного урока вынес много полезного для себя, конечно же постарается применить на своих занятиях. Мы пожелали Татьяне Власьевне здоровья, творческого процветания, такого же взаимопонимания со своими обучающимися, какие у нее сейчас есть. Спасибо за прекрасный урок! Потому что как написала Сергеева Т.В.в своем пособии для учителей «Артпедагогика в работе учителя –словесника»
«…иногда некоторые учителя, побывав на открытом уроке, ставят уроки у себя в школе и говорят: «У меня урок не получился. Не состоялся полилог, не было позитивной рефлексии». Значит класс не был подготовлен к такой работе. Многие думают, что если на уроке есть инсценировки, звучит музыка, есть портретная галерея, то это уже артпедагогика. Мастерская проходит с пользой для учащихся только тогда, когда, если у них уже имеются необходимые учебные и интеллектуальные умения. Работе в мастерской нужно учить».Мы постарались немного преподнести эту замечательную технологию нашим молодым педагогам.
Нижник Н.Н.